С низкой гравитацией и плотной атмосферой Титан — самая большая луна Сатурна — кажется созданным для воздушных шаров. Дирижабли легче воздуха могли бы парить над его загадочной поверхностью, собирая данные о местной геологии, атмосфере и климате. Однако, несмотря на десятилетия идей, эта миссия так и не была реализована. Причина проста: существующие пусковые платформы не способны доставить достаточно большой воздушный шар в космос.

Но инженеры Boeing, разработавшие систему космических запусков SLS, считают, что их технология готова изменить ситуацию. Новый проект предлагает создание дирижабля, который сможет выполнять исследования на Титане в течение нескольких лет, изучая поверхность и атмосферу этого загадочного мира.

Предложенная конструкция включает заполненный гелием воздушный шар, два балластных бака и систему управления, позволяющую менять направление и высоту полета. Для подъема или спуска шар будет всасывать или выпускать атмосферные газы Титана. Инженеры предлагают два варианта: компактный шар объемом 150 м³ для высоты 5 км или более крупный — на 400 м³ для высоты 20 км. В сжатом состоянии оба варианта помещаются в обтекатель ракеты SLS.

Основной научный блок — гондола — станет центром миссии. Она будет оснащена радарами, лидарами и другими датчиками для изучения поверхности и атмосферы Титана. Ученые планируют анализировать геологическую активность, сезонные изменения и состав метанового цикла, который питает эту уникальную лунную экосистему.

Предполагается, что дирижабль сможет работать в атмосфере Титана несколько лет. За это время он соберет данные о долгосрочных изменениях, включая сезонные колебания температуры и загадочное явление, из-за которого ночная сторона Титана теплее дневной.

Запуск миссии планируется в период 2034–2036 годов, чтобы использовать наиболее энергоэффективные траектории. Однако проект сталкивается с рядом вызовов.

SLS, который должен вывести дирижабль на орбиту, пока демонстрирует низкую частоту запусков. После первого полета в 2022 году следующий запланирован лишь на 2026 год. Кроме того, ракета не является многоразовой, а ее стоимость оценивается в 2,5 миллиарда долларов за запуск.

Тем временем другие проекты, такие как миссия NASA Dragonfly, уже используют более доступные ракеты, например Falcon Heavy от SpaceX. Хотя Falcon Heavy уступает SLS по грузоподъемности, его можно адаптировать для запуска уменьшенной версии воздушного шара.

Несмотря на текущие ограничения, проект Boeing открывает новые возможности для исследования Титана. С удешевлением космических запусков и развитием технологий все больше платформ смогут доставить такие аппараты в атмосферу луны. Будет ли это SLS или более доступная альтернатива, дирижабль на Титане рано или поздно станет реальностью, помогая раскрыть загадки этого удивительного мира.