Команда ученых из Института астрономии Университета Николая Коперника, включающая д-ра Грациана Мацеевски, проф. Анджея Недзельски, д-ра Кшиштофа Годзиевского и студентку Юлию Сержпутовску, совместно с коллегами из Испании и США, сделала важное космическое открытие. Их исследование было опубликовано в престижном журнале Astronomy & Astrophysics.

Они обнаружили огромную экзопланету, которая по массе превосходит Юпитер в 11 раз. Эта планета делает оборот вокруг своей звезды за 14 лет, находясь на расстоянии шести астрономических единиц (а.е.) от неё. (Для справки: 1 а.е. — это расстояние между Землей и Солнцем, равное 149,6 млн км). Интересно, что планета обращается вокруг звезды, похожей на наше Солнце, но немного больше и массивнее. Ей уже 5 миллиардов лет, что позволяет предположить, что и планетной системе примерно столько же.

Мы не видим саму планету, но можем наблюдать её звезду через небольшой 10-сантиметровый телескоп.

Астрономы уже давно знали о существовании планеты рядом с HD 118203. В 2006 году обнаружили газовый гигант массой в две массы Юпитера, вращающийся вокруг звезды всего за шесть дней. Однако дальнейшие наблюдения показали, что в этой системе может быть ещё одна планета.

Но потребовалось целых 15 лет, чтобы окончательно подтвердить существование новой планеты. Ключевыми стали наблюдения, проведённые в марте 2023 года. Они помогли точно определить орбиту планеты и её массу.

Студентка Юлия Сержпутовска внесла важный вклад в исследование. Она проанализировала данные с космического телескопа TESS и подтвердила, что в системе нет других планет крупнее Земли, которые могли бы повлиять на её динамику.

Учёные установили, что перед ними иерархическая планетная система — одна планета образует тесную пару со звездой, а другая вращается вокруг этой пары по широкой орбите. Профессор Кшиштоф Годзиевский пояснил:

Несмотря на вытянутые орбиты, гравитационное влияние этих планет друг на друга не дестабилизирует систему благодаря эффектам общей теории относительности.

Хотя такие системы встречаются редко, их изучение помогает астрономам лучше понять, как формируются массивные планеты и развиваются планетные системы.