Впервые в истории китайские ученые выяснили, что скрывает обратная сторона Луны: смесь базальтов и инородных материалов, заметно отличающаяся от тех образцов, что были собраны с видимой стороны спутника.

По данным исследователей, образцы, собранные в ходе миссии "Чанъэ-6", вероятно, представляют собой смесь старого лунного грунта и свежих выбросов, вызванных ударами метеоритов. Это связано с тем, что в районе посадки было много свежих ударных кратеров.

Впервые Китай провел анализ материалов с дальней стороны Луны. Менее чем через три месяца после того, как образцы доставили на Землю, ученые подтвердили, что они имеют уникальные свойства. Образцы с дальней стороны Луны, например, содержат больше светлых частиц, таких как стекло и полевой шпат, чем те, что были собраны миссией «Чанъэ-5» с ближней стороны. Эти частицы, по мнению ученых, могли появиться из-за выбросов или ударов метеоритов.

Новые образцы оказались менее плотными и более рыхлыми по сравнению с ранее исследованными лунными грунтами. Учёные даже отметили, что в естественных условиях на Луне они были бы ещё более "пушистыми". Эти результаты опубликованы в журнале National Science Review, который выпускается Китайской академией наук.

Исследования проводились ведущими китайскими институтами, включая Центр исследований Луны и космической инженерии. Ученые подчеркнули, что образцы с «Чанъэ-6» имеют огромное значение для науки, так как местные базальты документируют историю вулканизма на обратной стороне Луны. А небазальтовые фрагменты могут дать ценную информацию о составе лунной коры и глубоких слоях Луны.

Китай стал первой страной, которая смогла доставить образцы с дальней стороны Луны. В ходе миссии было собрано около 1,9 кг лунного материала из бассейна Южный полюс-Эйткен — самого большого и старого ударного кратера на спутнике Земли. В то время как обратная сторона Луны оставалась неизведанной, образцы с видимой стороны были собраны в рамках 10 миссий, проведённых США, Советским Союзом и Китаем.

Исследователи отмечают, что изучение только видимой стороны Луны ограничивает наше понимание её происхождения и эволюции. Сбор образцов с обеих сторон важен для полного геологического анализа Луны. Место посадки «Чанъэ-6» особенно интересно для изучения ранних столкновений, которые сформировали Луну.

Учёные планируют продолжить исследования этих новых образцов, чтобы углубить наше понимание ранней эволюции Луны и различий между её ближней и дальней сторонами. Это может привести к новым теориям о формировании Луны и её развитии.

Бассейн Южный полюс-Эйткен, будучи глубоким кратером, позволяет исследовать более глубокие слои лунной коры. При этом обратная сторона Луны чаще подвергается ударам, что делает её образцы особенно интересными для исследований.