Первое археологическое исследование, проведенное в космосе, дало ученым новые данные о том, как астронавты приспосабливаются к жизни на Международной космической станции (МКС). Эти результаты могут оказать влияние на проектирование будущих космических станций, когда МКС уйдет на пенсию.

Команда, работающая над проектом исследования космической станции (ISSAP), опубликовала свои выводы в журнале PLOS ONE. Ведущий археолог проекта, Джастин Уолш из Университета Чепмена, рассказал об их первой крупной работе на орбите — эксперименте по изучению зон на станции, названном SQuARE.

На Земле археологи обычно исследуют участки размером один квадратный метр, изучая их слой за слоем. На МКС команда ISSAP попросила астронавтов сделать что-то похожее: они обозначили метровые квадраты с помощью клейкой ленты в различных зонах станции, а затем в течение 60 дней в 2022 году ежедневно фотографировали эти участки, чтобы посмотреть, как они используются. Квадраты были размещены в разных местах — от обеденного стола в американской части станции до рабочих станций и зоны рядом с туалетом, где хранятся личные вещи космонавтов.

Исследование показало, как астронавты приспосабливаются к жизни без гравитации, как проходит международное сотрудничество в условиях ограниченного пространства и как используются различные зоны станции для работы и отдыха. Например, зона рядом с тренажерами и туалетом, хотя и не была предназначена для хранения, фактически использовалась для складирования туалетных принадлежностей, пакетов и старого компьютера. Рабочие зоны, наоборот, использовались мало, и их чаще всего превращали в хранилища.

Эти данные не только помогают понять, как будут проектироваться будущие космические станции, но и показывают, что археологические методы можно адаптировать для исследований в самых экстремальных условиях, таких как полярные станции или высокогорные лагеря на Эвересте. За свою инновационную работу команда ISSAP получила признание от Археологического института Америки и Американской антропологической ассоциации в 2023 году, а двое участников проекта были включены в список Explorers Club 50 в 2024 году.

Уолш, соучредитель компании Brick Moon, которая занимается проектированием космических жилых модулей, говорит:

Археология — это не только прошлое. Она исследует, как люди используют объекты, артефакты и окружающее пространство, чтобы адаптироваться к своему миру. И в космосе у нее тоже есть место.