Что мы видим на этом снимке, сделанном космическим телескопом Hubble? Удалённую галактику, находящуюся в 19,5 миллиардах световых лет от нас? Или, может быть, яркую красную галактику, которая расположена намного ближе — всего в 2,7 миллиардах световых лет от Земли? А может быть, вы заметили и третью галактику, которая кажется довольно близкой к первой?

Ответ может показаться запутанным, но на самом деле мы видим все три галактики одновременно. Мы наблюдаем свет от всех этих галактик, хотя самая дальняя из них находится прямо за ближайшей, если смотреть с Земли. Это уникальное расположение создаёт интересные визуальные эффекты на изображении.

Центральная яркая точка на фото — это одна из ближайших галактик, известная под названием SDSS J020941.27+001558.4. Другая яркая точка чуть выше — это галактика SDSS J020941.23+001600.7, которая, кажется, пересекается с изогнутой полосой света. А вот этот изогнутый свет — это линзированный свет далёкой галактики под названием HerS J020941.1+001557. Он представляет собой пример явления, известного как кольцо Эйнштейна.

Кольца Эйнштейна возникают, когда свет от далёкого объекта изгибается под воздействием гравитации массивного промежуточного объекта. Это происходит потому, что масса искривляет пространство-время, а свет, проходя через это искривлённое пространство, также изгибается. Хотя такие эффекты сложно заметить на небольших расстояниях, они становятся очевидными в космических масштабах, когда свет далёкой галактики искривляется вокруг другой галактики или их скопления.

Когда линзируемая галактика и линзирующий объект выстраиваются в одну линию, образуется кольцо Эйнштейна — светящийся круг или полукруг вокруг линзирующего объекта. Это частичное кольцо Эйнштейна особенно интересно, так как оно было обнаружено благодаря гражданскому научному проекту SPACE WARPS, где обычные люди помогли в его открытии!