Исследователи из Бернского университета впервые точно датировали доисторическое поселение первых земледельцев на севере Греции более чем 7000 лет назад. Это достижение стало возможным благодаря комбинированному использованию измерений годовых колец деревьев и всплеска космогенного радиоуглерода, датируемого 5259 годом до нашей эры. Этот метод создает надежный хронологический ориентир для множества археологических памятников Юго-Восточной Европы.

Датировка находок является ключевым аспектом археологии, поскольку важно установить возраст гробниц, поселений и отдельных объектов. Ранее определение возраста доисторических находок было затруднено. Существуют два метода: дендрохронология, основанная на последовательностях годовых колец деревьев, и радиоуглеродное датирование, вычисляющее возраст по скорости распада радиоактивного изотопа углерода-14.

Исследовательская группа из Бернского университета смогла точно датировать древесину с археологического памятника Диспилио на севере Греции, где ранее точное датирование было невозможно, на период с 5328 по 5140 годы до нашей эры. Они использовали высокоэнергетические частицы из космоса, которые точно датируются 5259 годом до нашей эры. Результаты опубликованы в журнале Nature Communications.

Дендрохронология использует характерные паттерны годовых колец деревьев, зависящие от климатических условий. Деревянный объект можно датировать, сравнивая его годовые кольца с уже существующими хронологиями. Однако для Средиземноморского региона не существует последовательной хронологии. В этом случае используется радиоуглеродное датирование. Пока дерево живет, оно поглощает радиоуглерод, содержащийся в атмосфере, а после смерти изотоп распадается с периодом полураспада 5730 лет. Лабораторные измерения оставшегося радиоуглерода позволяют приблизительно определить время смерти дерева.

Точное дендрохронологическое датирование возможно только при наличии непрерывной региональной хронологии, что справедливо для доисторических периодов лишь в трех регионах мира. В 2012 году японский физик Фуса Мияке обнаружил, что солнечные вспышки могут вызывать повышение содержания радиоуглерода в годовых кольцах деревьев. Эти всплески, являясь глобальными событиями, служат важными хронологическими маркерами.

Исследователи из проекта EXPLO смогли создать хронологию годичных колец деревьев, охватывающую 303 года и заканчивающуюся в 5140 году до нашей эры, проанализировав 787 кусков древесины из Диспилио. Выявленные этапы строительства охватывают период с 5328 по 5140 годы до нашей эры. Это стало возможным благодаря всплеску радиоуглерода в 5259 году до нашей эры.

Исследователи из ETH Zurich подтвердили этот всплеск, обнаружив его в годичных кольцах деревьев различных пород по всему миру. Таким образом, Балканы стали первым регионом, который успешно использует этот метод для абсолютного датирования.

Теперь ожидается, что другие хронологии региона могут быть связаны с хронологией Диспилио, что позволит создать региональную дендрохронологию южных Балкан. Этот регион, где расположены старейшие прибрежные поселения Европы, сыграл ключевую роль в распространении сельского хозяйства на континенте.