Оружие в играх, фильмах и других фантастических произведениях редко можно назвать не то что реалистичным, а даже просто практичным. Но, иногда, оказывается так, что некоторые образцы технологий показанных в выдуманных мирах вполне себе могут существовать в нашем с вами мире. Одним из таких примеров может служить оружие из серии игр Doom — BFG 9000.

Для понимания контекста, стоит рассказать немного о мире игр и самом оружии внутри них, дабы выделить ключевые параметры и свойства. Впервые оружие появилось в игре Doom 1993 года, и представляло собой самое мощное оружие в игре, коим и оставалось на протяжении всей серии, вплоть до 2020 года (Doom Eternal, последняя часть серии). На протяжении своей истории оно немного меняло внешний вид и некоторые свойства, но общие принципы работы остались неизменными.

Хоть сюжет игр несколько менялся, а лор расширялся, кое какие общие и важные для нашего разбора детали можно выделить. Действие всех игры происходит в недалеком будущем (100-150 лет вперед). Человечество успешно колонизирует Марс и его спутники, и налаживает постоянные перелеты внутри солнечной системы. Где-то на Марсе ученые работают над созданием устройства для телепортации, эксперименты с которой приводят к вторжению злобных инопланетных существ, напоминающих демонов из Ада. Главный герой-одиночка, вынужден сражаться за свою жизнь и останавливать вторжение. От игры к игре менялись детали, но общий рецепт оставался таковым.

По ходу дальнейшего разбора мы будем указывать на различные факты, которые относятся к сюжету и миру описанному в двух наиболее современных играх серии, из-за наиболее подробного описания внутри игровой вселенной содержащегося в них.

BFG 9000 в игре Doom 1993 года.

Рано или поздно, игрок, в лице главного героя, находит самое мощное оружие — BFG 9000 (аббревиатура меняла свое значение от "Чертовски огромная пушка" до "Большой генератор поля", но первый вариант больше отражает суть оружия). Это очень массивное оружие, неповоротливое, с низкой скорострельностью, но способное вычищать целы комнаты от противников. Огромным "боссам" требовалось 3-4 заряда, чтобы отправиться в мир иной. Казалось бы — подобное оружие просто невозможно создать в нашем с вами мире. Но, не спешите с выводами.

Размерами и весом, которым может обладать реальная BFG 9000 можно пренебречь по одной простой причине — она и не должна быть личным оружием. Как было показано в играх 2016 и 2020 года, в мире игры оружие является стационарным и используется в качестве систем ПВО, тяжелых турелей или артиллерии. Из-за необычной природы главного героя, а так же продвинутого костюма (который может быть футуристиным экзосклетом) он способен перемещаться с ней в руках.

Выстрел из BFG 9000 в игре Doom 2016.

Сама BFG 9000 явно относится к энергетическому оружию, по крайне мере на это указывает тип выпускаемых снарядов и общий механизм действия. Для такого типа оружия важны не столько патроны, сколько источник питания. Современные батареи явно не смогут обеспечить необходимую мощность (компактные точно). В мире игры, в зависимости от части, использовались разные источники энергии: от плазменных батарей (во всех номерных частях) до открытой при помощи портальной технологии аргент-энергии (Doom 2016 и Doom Eternal). Пока что держим этот факт в голове — чуть позже мы вернемся к этой теме.

В самой игре оружие выпускает некий шар концентрированной энергии, летящий до ближайшего препятствия и взрывающийся яркой вспышкой. Игровые условности не позволяют в полной мере оценить масштаб повреждений (здания не разрушаются), но даже бронированных врагов, буквально. разрывает в клочья от попадания. Страдает не только цель, но и стоящие рядом противники, что вполне можно объяснить мощностью взрыва. Чего объяснить нельзя, так это способность снаряда на пути своего следования (до взрыва) выпускать некие молнии, убивающие слабых противников.

Некоторыми аспектами игрового лора это можно объяснить: аргент-энергия, например, является некой эссенцией душ живых существ. Можно предположить, что выпуская ее заряд, мы провоцируем реакцию "возвращения". Души пытаются вернуться в тела живых, но все идет немного не по плану и существа взрываются. В реальном мире, ясное дело, такого нет, так что данное поражающее свойство мы "вынесем за скобки".

Стационарный вариант BFG 9000 из игры Doom Eternal.

Теперь начинаем переходить от теории к практике. Так как современная наука еще не научилась открывать порталы в другие миры и не нашла неисчерпаемый источник энергии из душ всех живых существ, то будет отталкиваться от того, что BFG 9000 работаем именно на плазме.

Плазма — это ионизированный газ, четвертое агрегатное состояние вещества, температура которого может превышать 100 000 градусов. Если предположить, что именно плазма является не только источником энергии, но и снарядом, тогда все более или менее понятно. Плазмоид вылетает на высокой скорости и при столкновении с препятствием передает ему всю свою энергию, из-за чего происходит взрыв испепеляющий буквально до молекул.

Вроде как все просто и логично. Да и для такого оружия будет вполне достаточно не самой горячей плазмы — 10 000 градусов будет более чем достаточно. Правда возникает две проблемы: удержание плазмы и ее рассеивание при взаимодействии с воздухом.

Общая схема ITER — международного экспереминтального термоядерного реактора. В ценральной части, благодаря мощным электромагнитам, будет удерживаться сгусток плазмы, который будет служить источником энергии.

Создать плазму вполне по силам современной науке. Фактически впервые ее удалось достоверно обнаружить (и создать) аж в 1923 году, когда физики Ирвинг Ленгмур и Леви Тонко зафиксировали высокотемпературный ионизированный газ в газоразрядной трубке. Так же плазма лежит в основе технологии термоядерного синтеза, к освоению которой человечество движется семимильными шагами. Куда сложнее придать ей форму снаряда.

Но, что весьма удобно, плазма прекрасно проводит электричество и отлично взаимодействует с электромагнитными полями. Таким образом ее не только легко контролировать с помощью электромагнитов, но и наделять собственным магнитным полем. Возбудив токи в небольшом сгустке плазмы, его можно направить по цельнометаллическому стволу в направлении предполагаемой цели. При этом плазма будет оставаться в приделах электромагнитного поля, пока сам снаряд или это поле не рассеется.

BFG 9000 в игре RAGE 2 — отсылка к внешнему виду оружия в самых первых частях Doom.

Вторая проблема куда весомее — свободно двигаться плазма может только в условиях вакуума. При взаимодействии с любым другим газом она начинает рассеиваться, что неминуемо приведет к исчезновению снаряда оружия. В качестве оружия космической обороны BFG 9000 подойдет отлично, но в земной атмосфере плазмоид растворится за считанные секунды. Благо и в игре стрелять на большие дистанции не получалось, да и проблему быстрого рассеивания может частично решить магнитное поле.

Разработки оружия снарядами которого могли бы служить плазмоиды (шаровые молнии, которые и являются сгустками плазмы) активно велись в период холодной войны. Однако больших успехов достичь не удалось. Согласно данным, достоверность которых можно поставить под сомнение, в 1974 году в СССР был построен открытый резонатор ДОР2, который был способен создавать плазмоиды и направлять их. К сожалению, научных публикаций на эту тему нет. Однако, технически, создание шаровых молний более чем возможно.

Эксперементальный образец BFG из фильма Doom 2005 года.

Давайте подведем промежуточный итог. Создать установку, которая способна генерировать сгустки плазмы — не проблема. Придать плазме определенную форму и ускорение по вектору — более чем возможно. Поражающая способность снаряда вполне реалистична, что подтверждается не только теорией, благо шаровые молнии не раз показывали свою "эффективность". Пора ставить производство BFG 9000 на поток? Увы, но нет.

Есть две проблемы, которые на текущий момент решить будет невероятно сложно. Первая из них: источник энергии. Для работы достаточно слабого образца плазменного оружия аналогичного показанной в игре Doom  BFG 9000 понадобится источник энергии в виде отдельной атомной электростанции. Для мощного стационарного оружия это не выглядит проблемой, но при показанной в игре поражающей способности данный тип вооружения будет уступать легкой артиллерии. Развитие технологии термоядерного синтеза сможет частично решить эту проблему, но создать компактную установку на данный момент невозможно.

Вторая проблема — перегрев. Мало того, что сама плазма имеет температуру в 10 000 градусов, процесс ее создания и "намагничивания" будет выделять огромное количество тепла. Создавать материалы, которые выдерживают такие температуры, человечество способно (иначе мы бы не улетели в космос), но вот как охлаждать установку после каждого выстрела — непонятно. Скорострельность реальной BFG 9000 будет оставлять желать лучшего.

Источник: Bethesda/My Mini Factory.

Модель BFG 9000 из игры Doom 2016 в реальную величину созданная издателем Bethesda в сотрудничестве с My Mini Factory. Полностью напечатана на 3D-принтере.

Вердикт

Самая мощная пушка в серии Doom может быть создана, и имеет смысл с военной точки зрения. BFG 9000 будет мощным оружием, которые справится с любым типом целей на средней дистанции. Принципы его работы не оторваны от реальности, и некоторые из них уже используются в экспериментальных установках.

До создания подобного образца вооружения пройдет не меньше пары десятков лет, но если принять во внимание примерные даты событий игр серии Doom, то все выглядит вполне логично. Да, BFG 9000 — реальна, правдоподобна и вполне эффективна.