Группа исследователей разработала новый метод, который позволяет каплям воды свободно скользить с поверхностей. Они опубликовали свои результаты в журнале Nature Chemistry. Это открытие вызывает сомнения в существующих представлениях о взаимодействии между твердыми поверхностями и водой, открывая новые перспективы для изучения молекулярных аспектов подобных явлений. Новый метод может найти применение в сантехнике, оптике, автомобильной и морской промышленности, а также во многих других областях.

Вода всегда играет важную роль во взаимодействии с различными поверхностями, и это влияет на множество сфер жизни, включая готовку, транспорт, оптику и другие технологии. Понимание молекулярных процессов, происходящих при контакте воды с поверхностью, помогает ученым и инженерам совершенствовать бытовые и промышленные технологии.

В рамках нового исследования были разработаны жидкоподобные поверхности, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами. Эти поверхности содержат молекулярные слои, которые тесно связаны с основной поверхностью и могут двигаться, действуя как смазочный слой между водными каплями и самой поверхностью. Исследователи использовали специальный реактор, чтобы создать такие молекулярные слои, называемые самоорганизующимися монослоями (SAM), на кремниевой поверхности.

Исследователи имели возможность точно регулировать, какая часть поверхности будет покрыта монослоем, путем изменения условий в реакторе, таких как температура и содержание воды. Этот метод оказался чрезвычайно эффективным, и команда создала самую скользкую поверхность в мире.

Это открытие обещает найти применение во многих сферах, где важна отталкивающая способность поверхности капли воды. Оно может быть полезно, например, для улучшения теплообмена в трубопроводах, предотвращения образования льда и запотевания, а также в микрофлюидике и создании самоочищающихся поверхностей.

Исследователи планируют продолжить работу в этом направлении, чтобы улучшить саму технологию и создать новые практические приложения на основе полученных знаний.