В Млечном Пути продолжается поиски второй Земли, но недавно открытая планета оказалась не тем, что хотелось бы. Она почти в два раза больше нашей планеты и находится на вдвое большем расстоянии от своей звезды, чем Земля от Солнца. Но звезда, вокруг которой вращается планета, — это белый карлик, а значит, если там и была жизнь, она давно исчезла, пережив превращение звезды в красного гиганта.

Тем не менее, это открытие будоражит умы ученых. Оно как будто даёт нам возможность заглянуть в будущее Солнечной системы, когда и наше Солнце завершит свою жизнь, став белым карликом. Исследование, проведённое астрономом Кемином Чжаном из Калифорнийского университета, показывает, что метод микролинзирования, использованный для этого открытия, может помочь находить другие похожие на Землю планеты в галактике. Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Белые карлики — это то, во что превращаются звезды, подобные Солнцу, когда у них заканчивается топливо. Сначала они раздуваются до огромных размеров, превращаясь в красных гигантов. В будущем и наше Солнце, скорее всего, достигнет орбиты Марса и поглотит Меркурий, Венеру и, возможно, Землю. В конце концов, звезда сбросит свои внешние слои, а её ядро схлопнется в плотный объект — белого карлика, которому предстоит триллионы лет остывать.

Эта фаза превращения звезды — настоящий хаос, и мы до конца не знаем, что ждёт Землю в этот момент. Однако недавно обнаруженная планета, похожая на Землю, вращающаяся вокруг белого карлика, показывает, что выживание планет в таких условиях возможно.

Вероятнее всего, планета пережила фазу красного гиганта своей звезды.

Источник: OGLE, CFHT, обсерватория Кека.
Источник сигнала, послужившего базой для исследования, до, во время и после события микролинзирования.

Эта планетарная система была найдена благодаря явлению, известному как микролинзирование, когда свет от далёкой звезды искривляется гравитационным полем белого карлика, создавая эффект увеличения. Система находится на расстоянии около 4200 световых лет от нас. Когда более далёкая звезда выстроилась на одной линии с белым карликом, её свет преломился под воздействием гравитации, позволив учёным заметить этот интересный объект.

"Во время микролинзирования белый карлик почти идеально выровнялся с фоновым светилом, что увеличило изображение более чем в 1000 раз", — поясняет Чжан. Это увеличение помогло учёным определить массу планеты, её расстояние от звезды и даже обнаружить наличие коричневого карлика, который вращается вокруг белого карлика и весит примерно в 30 раз больше Юпитера.

Коричневые карлики — это нечто среднее между планетами и звёздами. Они достаточно массивны для термоядерного синтеза дейтерия, но недостаточно велики, чтобы начать слияние водорода, как это делают звёзды.

Белый карлик, по массе примерно равный половине Солнца, когда-то был похож на наше светило. А текущее расстояние между ним и экзопланетой предполагает, что когда-то эта планета находилась на такой же дистанции от своей звезды, как Земля от Солнца.

Орбита этой планеты сейчас составляет 2,1 астрономической единицы, и это примерно то, где может оказаться Земля, когда наше Солнце станет белым карликом.

Вопрос о том, сможет ли Земля избежать поглощения Солнцем, остаётся открытым. Некоторые модели предсказывают разрушение планеты, другие — её спасение. Открытие этой экзопланеты даёт надежду, что Земля тоже может уцелеть, как это произошло в недавно обнаруженной системе.

Когда Солнце станет красным гигантом, жизнь на Земле уже либо исчезнет, либо кардинально изменится. Уже через миллиард лет Солнце станет настолько ярким, что вся вода на планете испарится. Но, возможно, к этому времени человечество найдёт способ переселиться куда-то ещё.