Компания Boom Supersonic продолжает тестировать свой прототип XB-1, и результаты последнего полёта 10 февраля впечатляют. Самолёт трижды преодолел скорость звука, но на земле этого никто не услышал — звукового удара не было. Именно из-за этого эффекта в своё время запретили полёты сверхзвуковых лайнеров над США, но инженеры Boom нашли способ обойти проблему.
Испытания XB-1 начались в 2024 году, а первый выход на сверхзвук состоялся в январе 2025-го. Теперь разработчики постепенно повышают нагрузки, проверяя аэродинамику. В ходе февральского полёта самолёт преодолел звуковой барьер трижды, а на земле работали специальные микрофоны, но ни один из них не зафиксировал привычного грохота.
Генеральный директор Boom Блейк Шолл объяснил, что дело в правильном управлении полётом. На самом деле ударная волна всё же была, но её отразили атмосферные условия. Ещё в 2012 году американские военные выяснили, что при определённых температурах и давлении в атмосфере возникают воздушные слои, которые направляют удар вверх, не давая ему достичь земли. Boom Supersonic называет этот эффект «безударным круизом» (boomless cruise) и хочет научиться предсказывать, где и когда его можно использовать.
Именно эта технология ляжет в основу будущего пассажирского сверхзвукового лайнера Overture, рассчитанного на 64 пассажира. Он будет летать на высоте около 10 000 метров и разгоняться до 1,7 Маха, что почти вдвое сократит время перелётов. Но даже без акустического удара он останется громче дозвуковых самолётов, поэтому компания и другие игроки индустрии добиваются пересмотра правил звукового загрязнения в небе США.
Сейчас Boom Supersonic завершает работу над двигателями Overture и рассчитывает начать сборку первого прототипа через полтора года. Полностью лайнер должен быть готов в течение трёх лет. Если всё пойдёт по плану, мы снова увидим гражданские сверхзвуковые рейсы — только на этот раз без оглушительного грохота.