Если вы когда-либо садились в машину, припаркованную под солнцем, вы наверняка знаете, насколько жарко может быть внутри. Это происходит потому, что, хотя солнечный свет может проходить через прозрачные окна, тепловое излучение, повторно излучаемое салоном, не может, тем самым создавая «парниковый эффект» и нагревая внутреннюю часть автомобиля до температур до 82 °C. Пожилые люди и дети подвергаются особенно высокому риску теплового удара или гипертермии при таких температурах.

Это тепло от припаркованного автомобиля может быть высвобождено либо за счет расхода энергии на активное охлаждение, что не является устойчивым, либо путем открытия окна, что не идеально в дождливые дни или при движении по шоссе. К счастью, ученые из Института науки и технологий Кванджу (GIST), Корея, разработали новый тип технологии пассивного охлаждения для решения этой проблемы.

В новом исследовании, опубликованном в Science Advances, они представляют устройство под названием «излучатель Януса» или JET. Названный в честь двуликого греческого бога Януса, JET состоит из узорчатых тонких слоев кварца, серебра и полидиметилсилоксана. Каждая поверхность JET обладает уникальными свойствами для пассивного охлаждения замкнутых пространств. Нижняя сторона поглощает широкий спектр теплового излучения изнутри корпуса и посредством квантового явления, называемого «поддельные поверхностные плазмонные поляритоны», повторно излучает эту энергию в атмосферу на верхней стороне в избирательном диапазоне частот, который максимизирует излучательную способность.

Профессор Янг Мин Сон, возглавлявший это исследование, объясняет:

Характеристики теплового излучения JET позволяют ему функционировать как тепловой канал, который эффективно отводит тепло из корпуса и отправляет его наружу.

JET вообще не требует электричества и сознательных усилий со стороны пользователя, что делает его отличным инструментом для поддержания низкой температуры стационарных транспортных средств, внутренних помещений зданий и солнечных батарей.