Достаточно интересное явление, получившее жуткое название "мертвая вода" впервые было описано в 1893 году. Его суть состоит в следующем - по непонятным причинам морские суда не зависимо от их размера при попадании на определённые участки водоёмов резко замедлялись или вовсе останавливались. При этом конструкция судна не имела значения. Даже современные (на тот момент) корабли, с полностью исправными двигателями были подвержены воздействию "мертвой воды".

С момента описания данного явления историки приписывали ему ключевую роль во многих исторических событиях. К примеру, поражение флота Клеопатры в сражении при Акциуме произошедшим в 31 году до нашей эры. Более крупные корабли флота царицы Египта оказались захвачены в ловушку таинственной "мертвой водой" и не смогли оказать достойного сопротивления лёгким кораблям Октавиана.

Объяснения данному феномену не было, до настоящего дня. Покров тайны с "мертвой воды" сорвала команда учёных из Национального центра научных исследований и Университета Пуатье во Франции. Подробности научной работы опубликованы в журнале Phys.org. Согласно результатам исследования причиной столь необычного поведения плавательных средств является комбинация из двух эффектов, возникающих на стыке пресной и солёной воды.

Pprime (CNRS) & LMA (CNRS/Université de Poitiers)
Внешний вид установки используемой для проведения экспериментов

Основной причиной резкого падения скорости судна были названы встречные волны, которые действуют по аналогии с конвейером. Данное явление можно наблюдать в водоемах, в которых встречаются водные массы с разной плотностью. При том сильнее всего эффект проявляется в небольших заливах, бухтах и фьордах. При том для воспроизведения явления не обязательно наличие водных масс с разной солёностью. "Мертвая вода" может появиться и в месте встречи воды со значительной разницей в температуре.

При столкновении двух масс воды с разной плотностью возникает волнообразные торможение Нансена. Дополнительно скорость судна снижается за счёт встречных приливных волн. В итоге взаимодействие двух феноменов приводит к резкому снижению скорости судна, вплоть до его полной остановки.