В то время как современные миниатюрные телефонные камеры могут делать снимки с миллионами пикселей, прибор на японском спутнике XRISM (Миссия рентгеновской визуализации и спектроскопии) совершает научные открытия всего с 36 пикселями.

Ричард Келли, главный американский исследователь XRISM в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэрилен, сказал:

Это может показаться невероятным, но это действительно так. Прибор Resolve позволяет нам глубже изучать структуру и движение объектов, излучающих рентгеновские лучи, используя технологии, разработанные и усовершенствованные в Годдарде за последние несколько десятилетий.

Источник: NASA/XRISM.
Квадратная структура в центре этого изображения показывает матрицу микрокалориметров размером 6 на 6 пикселей, лежащую в основе Resolve, инструмента XRISM. Размер стороны массива составляет 0,2 дюйма (5 миллиметров).

XRISM (произносится как «кризм») возглавляется Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) в сотрудничестве с НАСА и при участии Европейского космического агентства (ЕКА). Спутник был запущен на орбиту в сентябре прошлого года и с тех пор проводит детальное изучение космоса. Миссия фиксирует «мягкие» рентгеновские лучи, энергия которых в 5000 раз превышает энергию видимого света. XRISM исследует самые горячие области Вселенной, крупнейшие структуры и объекты с сильнейшей гравитацией, такие как сверхмассивные черные дыры в ядрах далеких галактик.

Основной инструмент спутника — Resolve.

Resolve — это больше, чем просто камера. Его детектор измеряет температуру каждого рентгеновского луча, который на него попадает. Мы называем Resolve микрокалориметрическим спектрометром, поскольку каждый из его 36 пикселей фиксирует крошечное количество тепла, создаваемого каждым входящим рентгеновским лучом, что позволяет нам с беспрецедентной детализацией видеть химические следы элементов, из которых состоят источники.

Для этого весь детектор должен быть охлажден до температуры минус 273,1 градуса по Цельсию, что лишь немного выше абсолютного нуля.

Инструмент настолько точен, что может обнаруживать движение элементов внутри цели, эффективно создавая трехмерное изображение. Газ, движущийся к нам, светится с немного более высокой энергией, чем обычно, в то время как газ, движущийся от нас, излучает немного менее высокую энергию. Это позволит ученым лучше понять потоки горячего газа внутри скоплений галактик и отслеживать движение различных элементов в остатках взрывов сверхновых.

Resolve открывает для астрономов новую эру космических исследований, используя всего 36 пикселей.