Две из трех машин, о которых мы сегодня расскажем, даже не принимали участия в военных действиях, хотя и целенаправленно для этого изготавливались. Они интересны как своими характеристиками, так и своей уникальностью. Единственное место, где их можно увидеть вживую — это парк «Патриот», расположенный рядом с подмосковной Кубинкой.

1. Т-34 сталинградской сборки

Танк, произведенный Сталинградским тракторным заводом в 1942 году, был обнаружен в ходе поисковых работ специалистами Отдела поиска, ремонта и реставрации парка «Патриот». Машина находилась в реке Дон у села Украинская Буйловка Воронежской области на глубине 6–7 метров. 14 июля 2016 года танк был поднят.

Является единственным в мире сохранившимся образцом танка этого типа из произведенных 1000 машин. Например, из-за производства в авральном режиме такие машины выпускались с непрорезиненными катками. По словам экспертов, Т-34 имел максимальную комплектацию и скорее всего был внезапно утрачен во время переправы.

Кресла экипажа, на стене закреплена часть боекомплекта

Останков в танке найдено не было, что говорит о том, что экипаж успел покинуть тонущую машину. После подъема и очистки Т-34 его хотели покрасить, но затем отказались от этой идеи: танк предстает перед зрителями в полностью аутентичном виде. И, надо сказать, завораживает.

Боевая масса танка — 30 тонн. Экипаж — 4 человека. Вооружение: 76-мм пушка Ф-34, три 7,62-мм пулемета ДТ. Толщина брони — 13–52 мм. Максимальная скорость — 55 км/ч. Мощность двигателя — 500 л.с.

2. Противотанковая САУ «Ferdinand / Elefant»

Еще один единственный в мире экземпляр, самоходная артиллерийская установка, созданная на базе танка «Tiger» (Porsche). Оригинальным техническим решением в конструкции машины стало применение электромеханической трансмисии. К концу мая 1943 года фирма Nibelungenwerke изготовила 90 таких машин.

Боевое крещение «Фердинанды» получили на Курской дуге. С 5 по 30 июля вермахт потерял там 39 САУ. Оставшиеся установки прошли модернизацию, после которой получили название «Elefant». В дальнейшем эти САУ принимали участие в боях с Красной армией и в Италии.

Боевая масса самоходки — 68 тонн. Ее V-образный 6-цилиндровый двигатель Maybach HL120TRM выдавал 300 «лошадей». Однако максимальная скорость тяжелой машины не превышала 20 км/ч. Запас хода после заправки составлял 150 км. Толщина лобовой брони корпуса достигала 10 см, рубки — 20 см. Экипаж составляли 6 человек. Из вооружения САУ имела пушку PAK43 калибра 88 мм и пулемет MG34 калибра 7,92 мм.

3. Машина наблюдателя

Разработана в 1930-х годах в Германии в качестве подвижного наблюдательного пункта и для корректировки огня артиллерии. Является экспериментальным образцом. Участия в боях не принимала.

Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в машину в корме установлен люк, спереди имеется смотровая щель для наблюдения, закрытая стеклоблоком. На машину установлен двигатель мотоциклетного типа, трансмиссия, органы управления, сидение для водителя-корректировщика и радиостанция. Корпус спереди опирается на два ведущих колеса и сзади — на рулевое колесо. 

Боевая масса — 1,8 тонны. Двигатель — одноцилиндровый двухтактный мощностью 30 л.с. Максимальная скорость — 50 км/ч. Противопульное бронирование толщиной 5 мм. Экипаж — один человек. Радиостанция типа Fug 2. Вооружения не устанавливалось.