С 1 ноября 2020 года в России прекратится выдача бумажных ПТС. Вместо них будут выдаваться ЭПТС — электронные паспорта транспортных средств. Данное решение было принято Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и новый стандарт будет применяться для всех стран таможенного союза. Обращение старых бумажных ПТС не завершится — владельцы могут оставить их, однако все новые автомобили (ввезённые или произведённые на территории РФ) будут уже идти с комплектом электронных документов.

Это, казалось бы, не очень заметное изменение влечет за собой ряд любопытных последствий для автолюбителей. Попробуем разобраться во всех тонкостях. Сразу же стоит отметить, что оформлением ЭПТС будут заниматься официальные дистрибьюторы той или иной ввозимой марки или производителя (если завод находится на территории страны-члена таможенного союза). Дилеры, которые ранее могли ставить на учет автомобили, потеряют такую возможность. Фактически паспорт у любого авто будет появляться в момент схода с конвейера или пересечения границы.

Если вы лично решили ввезти автомобиль в страну, то придется обращаться в испытательную лабораторию.

Самым заметным изменением будет объем информации содержащийся в паспорте автомобиля. Помимо VIN-номера и подробных технических характеристик в ЭПТС будут записаны сведения о прохождении техосмотра, пробег, а так же ограничения по продаже/регистрации наложенные лизинговыми компаниями. В дальнейшем список пополнят сведения из базы ГИБДД (штрафы/аварии), а так же наложенные аресты.

База данных ЭПТС хранится в централизованном виде, и каждый участник системы будет иметь возможность внесения изменений в поля соответствующие его компетенции. Так, например, диллер может поставить отметку о прохождении обязательного ТО, в ГИБДД отметят аварию или внесение изменений в конструкцию, а лизинговая компания снимет или продлит свой запрет. Система обещает быть максимально автоматизированной.

Данных о страховом полисе в ЭПТС нет, но доступ у страховых компаний к общей базе будет, что позволит более точно определять размер страховки исходя из стоимости и истории автомобиля.

Еще одним интересным моментом ЭПТС является возможность указания стоимости автомобиля. Это делает сам владелец. Пункт не обязательный, но в теории может быть крайне полезен. К примеру при покупке подержанного авто можно оценить историю его цены. И да, получить доступ к данным ЭПТС может любой желающий — стоимость разового доступа составит 250 рублей. Единственное что будет скрыто — личная информация текущего владельца автомобиля.

С приходом новой системы история любого автомобиля станет более прозрачной и понятной, но и тут есть нюанс — она будет таковой, только в случае стабильного обновления всех данных, чего можно избежать, например, при ремонте в несертифицированных дилерами мастерских.