Китайская Comac выходит на арену сверхзвуковой авиации с C949 – самолетом, который должен стать тише, быстрее и эффективнее, чем легендарный Concorde. Разработанный под руководством Ву Давэя, этот лайнер обещает на 50% большую дальность (6800 миль вместо 4500) и уровень шума всего 83,9 PLdB – примерно как у обычного фена. Для сравнения, рев Concorde был в 20 раз громче.

Как они этого добились?

  • Фюзеляж с изменяемой формой и обратным изгибом снижает ударные волны.
  • Удлиненный нос разделяет звуковой удар на три мягких импульса, уменьшая громкость.
  • Аэродинамические выпуклости вокруг двигателей гасят шум турбулентного выхлопа.

В сочетании с управляемой ИИ системой баланса, перераспределяющей 93 000 фунтов топлива между баками, это делает C949 стабильным и комфортным даже на экстремальных скоростях.

Сверхзвуковые путешествия для миллионов

В отличие от NASA X-59 или проектов Boom Supersonic, ориентированных на нишевые перевозки, Comac видит C949 как массовый продукт. Потенциальный рынок сверхзвуковых пассажиров оценивается в 45 миллионов человек в год, и китайцы планируют занять значительную его долю.

Самолет рассчитан на 28–48 пассажиров в салоне бизнес-класса – меньше, чем 100-местный Concorde, но с большей дальностью полета. Он сможет преодолевать расстояние между Шанхаем и Лос-Анджелесом всего за 5 часов, причем старт маршрутов будет нацелен на океанские коридоры, чтобы избежать жалоб на шум.

Большие амбиции: взгляд в будущее

Comac уже обнародовала свои глобальные планы:

  • C929 – конкурент Boeing 787, запуск в 2027 году.
  • C939 – 400-местный лайнер, способный тягаться с Boeing 777X (2039 год).
  • C949 – первый сверхзвуковой авиалайнер Comac, который должен войти в строй к 2049 году, к 100-летию КНР.

Помимо этого, китайцы активно развивают концепции гибридных воздушно-космических аппаратов, намекая, что следующим шагом после сверхзвука станет выход в ближний космос.