Страх - это реакция, которая сопровождает животных с начала их существования на Земле. Эта врожденная реакция служит для защиты организмов от угроз, которые могут подвергнуть опасности их жизни и целостности. Страх может проявляться как простые реакции, например, у улиток, так и более сложные формы, включая человеческую экзистенциальную тревогу.

Несмотря на то, нравятся нам или нет эмоции, связанные со страхом, нельзя отрицать, что страх является частью человеческой природы, и мы часто посвящаем ему внимание, даже проводя праздники, связанные со страхом.

Подробный взгляд на мозг и психологию позволяет нам понять, почему реакция страха может перерастать в ощущение возбуждения и радости. Главное различие заключается в контексте. Когда мы чувствуем себя в безопасности и осознаем, что нет реальной угрозы, наше восприятие страха может быстро измениться, превращаясь в удовольствие или волнение.

The Evil Dead (Зловещие мертвецы) 1981 год. 

С точки зрения нейробиологии, ключевым фактором в переживании страха является контекст. Мы видим, что когда "думающий" мозг обратно воздействует на "эмоциональный" мозг и сообщает нам, что мы в безопасности, мы можем изменить наше восприятие страха и переживать его иначе.

Например, когда мы входим в дом с призраками на Хэллоуин, мы ожидаем, что на нас нападет упырь, но при этом мы знаем, что это часть развлечения, и поэтому испытываем волнение вместо страха. Но в темном переулке ночью, когда мы чувствуем угрозу, наш мозг настраивается на бегство.

Это начинается в мозге и распространяется по телу, чтобы подготовить нас к защите или бегству. Миндалевидное тело в мозге играет важную роль в определении эмоциональной значимости стимулов и вызывает реакцию страха при угрозе. Эта реакция включает в себя множество физиологических изменений, чтобы увеличить наши шансы на выживание в случае опасности. Таким образом, страх готовит нас к реагированию в случае угрозы.

Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (Носферату, симфония ужаса) 1922 год.

Гиппокамп и префронтальная кора, другие части мозга, связанные с миндалевидным телом, играют роль в интерпретации контекста и помогают нам определить, насколько реальна угроза. Например, вид льва в дикой природе вызывает страх, но в зоопарке он может вызвать интерес и любопытство, потому что контекст говорит нам о безопасности. Мы учимся страху на основе личного опыта, и даже слова и знаки могут влиять на наши переживания страха.

Страх имеет способность захватывать внимание и создавать позитивный опыт. В моменты ужаса наше внимание фокусируется на настоящем, и все наши другие заботы (например, проблемы на работе или страх перед ближайшим экзаменом) исчезают на задний план.

Более того, когда мы переживаем страх вместе с другими людьми, эмоции часто становятся заразительными. Мы, как социальные существа, способны учиться друг у друга. Когда вы видите, как ваш друг весело реагирует в доме с призраками, это может передаться на вас и влиять положительно на ваше настроение.

Halloween (Хэллоуин) 1979 год.

Однако общим фактором, объединяющим контекст, отвлечение и социальное обучение в нашем восприятии страха, является ощущение контроля. Возможность распознать, что угрожает на самом деле, а что нет, и переименовать страх в волнение и радость, дают нам ощущение контроля. Это ощущение контроля играет важную роль в том, как мы переживаем страх и реагируем на него. Преодолев начальный порыв "бойся или беги", мы часто ощущаем себя уверенными в нашей безопасности и в нашей способности противостоять тому, что изначально нас пугало.

Важно отметить, что у каждого человека индивидуальное восприятие страха и наслаждения им. Это приводит к следующему вопросу: если многие люди наслаждаются страхом, почему некоторые его совершенно ненавидят?

A Nightmare on Elm Street (Кошмар на улице Вязов) 1984 год.

Баланс между возбуждением, вызванным страхом, и ощущением контроля в контексте человеческого мозга может быть разным. Если страх кажется "слишком настоящим", реакция страха может преобладать над ощущением контроля. Это может случиться даже с теми, кто обычно любит страшные переживания: если что-то кажется слишком реальным, кора мозга не может подавить страх.

С другой стороны, если переживание слишком невнятно для эмоционального мозга или слишком нереально для когнитивного мозга, оно может быть скучным. Биолог, который не может отключить свой когнитивный мозг и сосредоточиться на вымышленных аспектах зомби-фильма, может не получать удовольствия от просмотра "Ходячих мертвецов" как другой человек.

Более того, неконтролируемый или слишком интенсивный страх может стать источником значительного стресса и дисфункции, ограничивая способность человека к счастью и успеху в жизни. Различные тревожные расстройства, такие как фобии, социофобия, генерализованное тревожное расстройство, тревога разлуки, посттравматическое стрессовое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство, могут значительно повлиять на качество жизни. Однако хорошие новости заключаются в том, что существуют эффективные методы лечения, включая психотерапию и лекарства, которые помогают людям преодолеть страх и тревогу.