Аппарат MEV-1 от компании Northrop Grumman переписал правила игры в космосе. Он стал первым в истории, кто успешно разъединил два коммерческих спутника прямо на геостационарной орбите — это событие официально открыло эру орбитального техобслуживания.

MEV-1 — не просто аппарат, а настоящий космический механик. Он был создан дочерней компанией SpaceLogistics и ещё в 2020 году доказал свою эффективность: тогда он состыковался с выведенным из эксплуатации спутником связи Intelsat IS-901, который висел на орбите на высоте более 36 тысяч километров над Землёй. Спутник был полностью исправен, но его отправили «на пенсию» только потому, что у него закончилось топливо.

Вместо того чтобы превращать его в очередной кусок космического мусора, инженеры решили дать ему вторую жизнь. MEV-1 подошёл к старичку и пристыковался к нему с помощью специального зонда, который буквально вцепился в сопло двигателя спутника. После этого управление движением и ориентацией перешло к новому «тягачу». И всё — Intelsat снова в деле.

Звучит просто, но на деле — это чистая магия инженерной мысли. Добраться до нужной точки на геостационарной орбите, выровняться по траектории, аккуратно приблизиться и провести точную стыковку — на всё это уходит месяцы. Одно неловкое движение — и два объекта могут столкнуться. Так что операция требует не только техники, но и холодной головы.

И всё прошло идеально. MEV-1 не только продлил жизнь IS-901 на пять лет, но и благополучно завершил миссию: 9 апреля 2025 года аппарат отвёл спутник обратно на «кладбище» — орбиту захоронения. Теперь он летит к следующей цели. А его собрат, MEV-2, продолжит держать на плаву спутник Intelsat 10-02 как минимум ещё четыре года.

Но главное — это не просто успешные демонстрации. Это задел на будущее. Такие миссии показывают, что вместо того, чтобы строить новые спутники каждый раз, когда заканчивается топливо или выходит из строя пара модулей, можно чинить и обслуживать то, что уже летает. MEV-подобные роботы в будущем смогут не только подталкивать спутники на нужные орбиты, но и заправлять их, заменять детали, забирать отслужившие модули и даже «реанимировать» их на ходу.

И да, это не фантастика. Уже сейчас обсуждаются более продвинутые сервисные аппараты, которые смогут чинить спутники прямо на орбите и даже использовать части старых аппаратов для создания новых — как в автосервисе, только в космосе.

Всё это требует не только технологий, но и новых подходов к регулированию. Законодательство в области космического «спасения» пока отстаёт от реальности, но ситуация меняется. Ведь теперь на орбите можно не только запускать, но и обслуживать — и это целый новый рынок.