Поскольку Covid-19 заставил людей держаться на расстоянии друг от друга, роботы выполняют важные функции, такие как дезинфекция складов и больниц, переправка тестовых образцов в лаборатории и выполнение функций телемедицинских аватаров. Есть признаки того, что люди могут становиться все более восприимчивыми к помощи роботов, предпочитая, по крайней мере, гипотетически, чтобы их подбирало самоуправляемое такси или чтобы еда доставлялась с помощью роботов, чтобы снизить риск заражения вирусом.

По мере того как более интеллектуальные, независимые машины проникают в общественную сферу, инженеры Джули Шах и Лаура Мейджор призывают разработчиков переосмыслить не только то, как роботы вписываются в общество, но и то, как общество может измениться, чтобы приспособиться к этим новым «работающим» роботам.

Джули Шах — профессор аэронавтики и космонавтики в Массачусетском технологическом институте и заместитель декана по социальной и этической ответственности вычислительной техники в вычислительном колледже Шварцмана Массачусетского технологического института. Лора Мейджор — технический директор Motional, предприятия по производству беспилотных автомобилей, поддерживаемого автомобильными компаниями Hyundai и Aptiv. Вместе они написали новую книгу "What to Expect When You’re Expecting Robots: The Future of Human-Robot Collaboration" (Чего ожидать, когда вы ждете роботов: будущее сотрудничества человека и робота), опубликованную в этом месяце издательством Basic Books.

Они пишут, что мы можем ожидать, что роботы будущего больше не будут работать на нас, а будут работать с нами. Они будут меньше похожи на инструменты, запрограммированные для выполнения конкретных задач в контролируемой среде, как заводские автоматы и домашние роботы Roomba, и больше на партнеров, взаимодействующих и работающих среди людей в более сложном и хаотичном реальном мире. Таким образом, Шах и Мейджор говорят, что между роботами и людьми придется установить взаимопонимание.

Часть книги посвящена разработке роботизированных систем, которые думают больше, как люди, и которые могут понимать очень тонкие социальные сигналы, которые мы посылаем друг другу и которые формируют наш мир. Но не меньшее внимание в книге уделяется тому, как мы должны структурировать образ жизни — от пешеходных переходов до наших социальных норм, чтобы роботы могли более эффективно жить в нашем мире.

Знакомство с людьми

Поскольку роботы все чаще проникают в общественные места, они могут делать это безопасно, если лучше понимают человеческое и социальное поведение.

Рассмотрим робота для доставки посылок на оживленном тротуаре: робота можно запрограммировать так, чтобы он стандартно обходил препятствия на своем пути, такие как дорожные конусы и фонарные столбы. Но что, если робот наткнется на человека, который идет с коляской, держа в одной руке чашку кофе? Прохожий человек прочитал бы социальные сигналы и, возможно, отошел бы в сторону, чтобы пропустить такого пешехода. Может ли робот улавливать те же тонкие сигналы, чтобы соответствующим образом изменить курс?

Шах считает, что ответ положительный. В качестве главы группы интерактивной робототехники Массачусетского технологического института она разрабатывает инструменты, которые помогают роботам понимать и предсказывать поведение человека, например, где люди движутся, что они делают и с кем взаимодействуют в физическом пространстве. Она реализовала эти инструменты в роботах, которые могут распознавать людей и взаимодействовать с ними в таких средах, как заводские цеха и больничные палаты. Она надеется, что роботов, обученных распознавать социальные сигналы, можно будет более безопасно использовать в неструктурированных общественных местах.

Тем временем компания Major помогает создавать роботов, в особенности беспилотные автомобили, безопасных для использования в реальном мире, за пределами контролируемой закрытой среды, где сегодня успешно существует большинство беспилотных автомобилей.

Город киборгов

В своей книге инженеры описывают способы, которыми роботы и автоматизированные системы могут воспринимать людей и работать с ними, а также способы, которыми наша среда и инфраструктура могут измениться, чтобы приспособиться к роботам.

Город, дружественный к киборгам, спроектированный для управления роботами и управления ими, мог бы избежать сценариев, подобных тому, который разыгрался в Сан-Франциско в 2017 году. Жители города наблюдали рост числа роботов-доставщиков, развертываемых местными технологическими стартапами. Роботы создавали скопление людей на городских тротуарах и представляли неожиданную опасность для пожилых людей с ограниченными возможностями. Законодатели в итоге ввели строгие правила в отношении количества роботов-доставщиков, разрешенных в городе — шаг, который повысил безопасность, но потенциально замедлил прогресс.

Шах и Мейджор предлагают, чтобы власти крупных городов рассмотрели возможность установки выделенных полос для роботов, похожих на велосипедные, чтобы избежать несчастных случаев между роботами и людьми. Инженеры также предполагают систему для организации роботов в общественных местах, аналогичную той, при помощи которой самолеты отслеживают друг друга.

В 1965 году было создано Федеральное авиационное агентство, отчасти в ответ на катастрофу между двумя самолетами, пролетавшими через облако над Гранд-Каньоном. До этого происшествия самолеты практически могли свободно летать, куда им заблагорассудится. FAA начало организовывать полеты самолетов с помощью таких инноваций, как система предотвращения столкновений или TCAS —система на борту большинства самолетов сегодня, которая обнаруживает другие самолеты, оснащенные универсальным транспондером. TCAS предупреждает пилота о близлежащих самолетах и ​​автоматически составляет маршрут, независимо от наземного управления, по которому самолет должен следовать, чтобы избежать столкновения.

Точно так же Шах и Мейджор говорят, что роботы в общественных местах могут быть разработаны с универсальным датчиком, который позволяет им видеть и общаться друг с другом, независимо от их программной платформы или производителя. Таким образом, они могут держаться подальше от определенных областей, избегая потенциальных аварий и заторов, если они обнаружат роботов поблизости.

Готовы мы к ним или нет, тенденция очевидна: роботы приходят на наши тротуары, в наши продуктовые магазины и в наши дома. И, как следует из названия книги, подготовка к приходу этих новых членов общества потребует серьезных изменений в нашем восприятии технологий и нашей инфраструктуры.