Экспериментальный самолет NASA X-59 Quiet SuperSonic Technology (QueSST) совершил первый испытательный полет 28 октября 2025 года. Аппарат, разработанный совместно с Lockheed Martin, призван решить главную проблему сверхзвуковых полетов — громкий звуковой удар, который ранее препятствовал использованию таких самолетов над населенными территориями.
Первый полет прошел на дозвуковой скорости с территории знаменитого подразделения Skunk Works в Палмдейле (Калифорния). Основная задача X-59 — испытание новой геометрии фюзеляжа, которая преобразует традиционный громкий звуковой удар (110-140 дБ) в тихий "звуковой толчок" мощностью всего 60-80 дБ — как звук закрывающейся автомобильной двери.
Исторически звуковой удар стал одной из главных причин провала первой сверхзвуковой революции 1960-х годов. Из 14 построенных "Конкордов" и Ту-144 лишь единицы использовались для регулярных рейсов. Новые правила в США фактически запретили сверхзвуковые полеты над сушей из-за жалоб на шум.
В ближайших планах NASA — проведение сверхзвуковых испытаний X-59 с последующими полетами над населенными пунктами. Собранные данные о восприятии тихого звукового удара населением помогут пересмотреть современные авиационные нормы и открыть путь для нового поколения сверхзвуковых пассажирских самолетов.
Несколько компаний, включая Boom Supersonic и Spike Aerospace, уже разрабатывают гражданские сверхзвуковые лайнеры, которые смогут сократить время трансатлантических перелетов вдвое. Успех программы X-59 может стать ключевым фактором для возрождения сверхзвуковых пассажирских перевозок после полувекового перерыва.