NASA и Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) провели очередные испытания миниатюрной модели сверхзвукового самолёта X-59 в аэродинамической трубе. Главная задача — понять, как будет звучать его "тихий" звуковой удар для людей на земле.
Несмотря на то, что реальный X-59 имеет длину почти 30 метров, в токийской трубе размером 90х90 см тестировали 45-сантиметровую модель (всего 1,6% от оригинала). Инженеры продували её воздушным потоком на скорости 1,4 Маха (1475 км/ч), чтобы изучить поведение ударных волн.
Ключевая фишка X-59 — особая форма носа и фюзеляжа, которая разделяет ударные волны. Вместо оглушительного "хлопка" (как у обычных сверхзвуковых самолётов) он должен издавать мягкий "стук". Если технология сработает, это откроет дорогу сверхзвуковым пассажирским рейсам над городами — сегодня они запрещены из-за шума.
Испытания в Японии — лишь часть подготовки. В декабре 2024-го X-59 впервые запустили на полную мощность в Калифорнии, а весной 2025-го провели "репетицию полёта" на земле, проверив работу всех систем.
Следующий этап — реальные полёты над США в рамках миссии Quesst. NASA планирует собрать отзывы людей на земле и убедить регуляторов пересмотреть запрет на сверхзвуковые перелёты. Если всё пойдёт по плану, через несколько лет мы можем увидеть новую эру авиации — быстрой, тихой и без ограничений.
P.S. А пока X-59 готовится к полётам, его 1миниатюрная копия уже вовсю "летает" в трубах — и, кажется, справляется на отлично.