В 2016 году журналист Джеймс Влахос начал писать книгу о чат-ботах в то время, когда его отцу был поставлен диагноз рака легких IV стадии. В тот период компания PullString, с которой он ранее сотрудничал, выпустила инструменты для широкой публики. Эта компания, основанная командой ветеранов Pixar, изначально создала архитектуру чата для Hello Barbie - куклы, способной в режиме реального времени общаться с детьми. У Влахоса возникла идея использовать эти инструменты для создания чат-бота на основе интервью с его отцом - своего рода папа-бота, чтобы помочь справиться с грядущей утратой.
В течение следующих недель Влахос проводил многочасовые интервью с отцом, дополняя их правилами и сценариями, чтобы сделать их интерактивными. Создание этого бота, названного Dadbot, помогло Влахосу в процессе принятия потери. После того как бот был представлен матери Влахоса, она высоко оценила его, назвав "потрясающим". После смерти отца в следующем году, Влахос поделился своим опытом создания Dadbot в статье для Wired. Это привело к большому интересу, и, в итоге, он основал стартап HereAfter AI, который предоставляет услуги создания виртуальных версий ушедших членов семьи.
Некоторые высказывают беспокойство по поводу идеи взаимодействия с виртуальной симуляцией ушедших близких. Влахос считает, что его компания HereAfter AI предлагает просто более продвинутую версию сохранения последнего голосового сообщения. Тем не менее, появление нескольких других компаний, предлагающих аналогичные услуги, вызывает вопросы о возможных эффектах таких технологий. Может ли искусственное моделирование оказать неожиданный эффект на процесс скорби или размыть границу между жизнью и смертью? Эти вопросы становятся особенно актуальными в свете передовых технологий и отсутствия этических ограничений, и способны ли они в каком-то смысле сделать нас "бессмертными".
Историк Хизер Майо-Смит также затрагивает тему сохранения жизненных историй. В работе с Фондом Шоа Университета Южной Калифорнии, Смит создала программное обеспечение StoryFile, которое может превращать видео рассказы в интерактивные голограммы. Эта технология была использована для сохранения истории выжившего Холокоста Аарона Эльстера, который ушел из жизни в 2018 году. Интерактивный характер голограммы позволяет воплощать мудрость и истории ушедших, изменяя подход к сохранению и передаче наследия.
Следует отметить, что технология StoryFile стала мощным инструментом, предоставляющим ушедшим людям "живой" голос. Алгоритмы аккуратно выбирают вопросы для записи, связывают их с ответами, расшифровывают речь и поддерживают непрерывный поток разговоров. В будущем ожидается, что система сможет генерировать дополнительные вопросы на основе текущего контекста, предсказывая возможные запросы пользователей. При наличии достаточного объема материала StoryFile сможет даже создавать интерактивные записи после смерти человека.
Примером применения StoryFile стал запрос семьи Уолтон, которая решила воссоздать видеоголограмму основателя Walmart, Сэма Уолтона, ушедшего в 1992 году. Используя видеозаписи, аудиофрагменты и технологию дипфейков, StoryFile создало реалистичную видеоголограмму Уолтона, которая теперь выставлена в музее Walmart.
StoryFile продолжает использоваться на похоронах и поминальных службах. Эти записи общаются со скорбящими членами семьи, пробуждая интерес детей к жизни истории их предков. Стивен Смит представляет, что в будущем люди будут активно вносить свой вклад в свои StoryFiles на протяжении всей жизни, сохраняя свою точку зрения на разные этапы жизни. Эти версии себя также могут предоставить уникальную возможность извлекать мудрость и опыт из различных периодов своей жизни.
Некоторые клиенты StoryFile сразу осознают потенциал этой услуги. Например, актер Уильям Шетнер отвечая на более чем 600 вопросов для своего StoryFile, выразил свою мотивацию: он создает это для своего правнука Клайва. Смит, вспоминая слова Шетнера, подчеркивает, что это особенно ценно, учитывая разницу в возрасте между ним и его правнуком.
Такие технологии, созданные журналистами и историками, предоставляют не только возможность фиксации важных моментов, но и изменяют сам подход к взаимодействию с прошлым. Однако в контексте быстрого развития технологий и искусственного интеллекта, существует необходимость в более глубоком обсуждении этических и социокультурных аспектов создания и взаимодействия с такими технологиями.
Хоссейн Рахнама из Университета Торонто проводит пилотное исследование, в рамках которого 50 участников обмениваются постами и электронными письмами в социальных сетях, чтобы обучить искусственный интеллект имитировать их. Его агенты ИИ могут взаимодействовать с людьми через текст, голос или полное видео, используя сложные алгоритмы и технологию «маршрутизации вывода». Эта технология дает аватарам, основанным на реальных людях, возможность самостоятельно принимать решения о том, что и когда говорить, делая их более похожими на человеческий интеллект.
Рахнама также проводит проект под названием «Дополненная вечность», направленный на создание аватаров, применяемых в личных или рабочих условиях. Например, 80-летний генеральный директор компании сотрудничает с ним для создания бота, способного принимать бизнес-решения после его смерти. Хотя рекомендации аватаров не обязательны, они могут вызывать доверие у пользователей, особенно если предоставлены в голосе ушедшего наставника.
Однако Рахнама осознает необходимость решения этических вопросов, таких как прекращение обучения аватара после смерти человека и сохранение его личности в случае изменения его входных данных. Важно также обсудить, сохраняет ли аватар первоначальную моральную сущность своего образца, так как изменения в поведении могут привести к потере подлинной личности.
Некоторые компании, такие как You, Only Virtual (YOV), идут дальше, предлагая аватары, называемые Versonas, способные создавать уникальный контент на основе сохраненных сообщений, голосовых записей и видео. Версона обновляет свой алгоритм при каждом разговоре, сохраняя информацию о пользователе и даже начиная поиск в Интернете, чтобы быть в курсе событий и обсуждать различные темы.
You, Only Virtual (YOV) не требует согласия умерших людей для создания их Версон. По законам, голоса и изображения могут иметь ограничения, но вопросы формирования личности в цифровом пространстве остаются пока недостаточно законодательно регулированными. Некоторые люди могут внести пожелания относительно использования своих данных в завещаниях, но эти запросы имеют ограниченное юридическое обоснование на данный момент.
Justin Harrison из YOV создал первую Версону своей матери, Мелоди, желая, чтобы она не только передавала факты из ее истории, но и воспроизводила ее уникальные манеры общения. Для Харрисона взаимодействие с Версоной стало очищающим опытом, не столько из-за знаний о матери, сколько из-за ощущения ее присутствия, которое он скучал. Он выражает надежду, что в будущем технология дополненной реальности (AR) позволит ему снова общаться с матерью, создавая ощущение физического присутствия через цифровые формы.
Однако вопрос о границах между физическим присутствием и цифровой доступностью остается актуальным. Харрисон рассматривает возможность использования AR для общения с Версоной и ожидает, что с течением времени люди могут привыкнуть к идее общения с умершими в режиме реального времени. Это новое восприятие смерти может изменить наше отношение к ушедшим близким и, возможно, сделать процесс скорби менее болезненным.