Колоссальный контейнеровоз, севший на мель в Суэцком канале во вторник, создал морскую пробку в одном из самых загруженных судоходных путей в мире. Два дня спустя уже более 100 контейнеровозов все еще ждут на каждом конце канала, пока буксиры и экскаваторы пытаются освободить Ever Given, который весит 200 000 тонн и простирается на 400 метров в длину.
Если судно под панамским флагом в ближайшее время не освободят, это может означать катастрофу для мировой судоходной отрасли, уже страдающей от последствий COVID-19.
Как корабль застрял?
Ever Given, принадлежащий японской компании Shoei Kisen Kaisha, направлялся в порт Роттердама из Китая, когда он сел на мель из-за начавшейся песчаной бури. Видимость резко упала, а порывы ветра достигли скорости в 50 километров в час.
В дополнение к восьми буксирам, работающим над освобождением Ever Given, на берегу также появился небольшой флот строительных машин. Однако все попытки освободить корабль оказались тщетными и по состоянию на текущий момент исполин остается недвижим.
Что теперь? Ключом к освобождению Ever Given, возможно, станет облегчение его веса. Один из способов сделать это — опорожнить балластные цистерны. Это решение, однако, может дестабилизировать корабль. Другой вариант — разгрузить тысячи контейнеров, но сделать это не так просто без портовых кранов и прочего необходимого оборудования. Посередине Суэцкого канала для этого попросту нет инфраструктуры, так что единственный способ осуществить разгрузку — поставить рядом крановую баржу и затем снимать контейнеры по одному. С таким большим кораблем, как Ever Given, на это могут уйти недели.
Почему такое происходит?
Гигантский Ever Given, построенный судоходной компанией Evergreen Marine в 2018 году, является контейнеровозом класса Golden. Он может перевозить до 20 000 морских контейнеров. Из-за стремления строить все более крупные корабли подобные ситуации могут возникать чаще, ведь значительная часть инфраструктуры морских перевозок все еще не готова к контейнеровозам подобных размеров.
Управлять настолько большими кораблями, как Ever Given, очень непросто, любые маневры должны выполняться заблаговременно, чтобы у корабля было достаточно времени. Требуется весьма опытная команда, которая может предвидеть возможные проблемы.
Неблагоприятные погодные условия только усугубляют ситуацию. Если дует ветер от балки или борта судна, корабль может развернуться.
Почему так важен Суэцкий канал?
Суэцкий канал пролегает через Египет и служит единственным связующим звеном между Красным и Средиземным морями. Водный путь протяженностью 200 км стал жизненно важным судоходным коридором и может принимать до 50 судов в день, быстро соединяя рынки Азии и Европы. Примерно 12% всей морской торговли проходит через Суэц — он уступает только Панамскому каналу, самому оживленному морскому пути в мире.
Считается, что первым рыл канал был египетский фараон Сенаусерт III, правивший с 1887 по 1849 год до нашей эры. По данным Управления Суэцкого канала, он открывался и закрывался много раз с момента его официального открытия в 1869 году. В 2015 году канал расширили, чтобы можно было путешествовать в обоих направлениях в определенных точках вдоль водного пути глубиной почти 25 метров.
Это не первый случай, когда судно село на мель в Суэцком канале. В 2017 году японский контейнеровоз OOCL Japan врезался в берег водного пути. К счастью, через несколько часов судно сняли с мели. Канал также был закрыт на три дня в 2004 году после того, как нефтяной танкер Tropic Brilliance под флагом Либерии так же сел на мель.
Что будет дальше?
Благодаря пандемии COVID-19 мировая судоходная отрасль столкнулась с большими сложностями в 2020 году. Блокирование канала может вызвать эффект домино и огромное количество грузов будет доставлено с большими задержками.
Порты стратегически планируют свои потребности в рабочей силе и разгрузочные мощности, поэтому даже незначительные проблемы могут превратиться в большие задержки, которые могут подорвать всю цепочку поставок.
И хотя в расписании корабля может быть место для маневра, чтобы учесть, скажем, неблагоприятную погоду или ожидание входа в порт, обычно оно не рассчитано на подобные ситуации. Если блокировка продлится дольше, корабли, застрявшие по обе стороны Суэца, могут решить развернуться и пойти по длинному маршруту вниз по южной оконечности Африки.
Последствия ситуации с Ever Given вероятно скажутся на потребителях и бизнесе по всему миру в виде дополнительных задержек, более высоких цен и пустых полок, это коснется любых товаров, от топлива до кроссовок и телевизоров.