В минувшие выходные, 9 декабря, астрономы и физики отметили вторую годовщину миссии IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer) NASA, представляющей из себя совместный проект NASA и Итальянского космического агентства, направленный на изучение поляризованного рентгеновского света. IXPE исследует свойства рентгеновского излучения от космических явлений на расстоянии от тысяч до миллиардов световых лет от Земли, включая квазары, блазары, сверхновые остатки, нейтронные звезды и частицы, выбрасываемые из черных дыр.

Запущенный 9 декабря 2021 года, IXPE вращается вокруг Земли на высоте около 550 rv и предоставляет новые данные о рентгеновской поляризации. Это позволяет ученым получать информацию о геометрии и внутреннем механизме источников энергии, излучающих рентгеновское излучение. Среди открытий IXPE — выявление ударной волны в струе блазара Маркарян 501 и новые данные о сверхновых остатках, а также о сверхмассивной черной дыре Стрелец А* в центре Млечного Пути. Результаты IXPE привели к пересмотру теоретических моделей и подняли новые вопросы, внося вклад в понимание высокоэнергетических процессов во Вселенной.

IXPE была официально продлена на 20 месяцев после первоначального двухлетнего полета, продлевая ее миссию до сентября 2025 года. Начиная с февраля 2024 года, до 80% времени IXPE будет открыто для ученых со всего мира, благодаря запуску Программы генеральных наблюдателей IXPE.