По данным Береговой охраны США, небольшая подлодка "Титан", которая недавно привлекла внимание всего мира, пережила "катастрофический взрыв". По словам властей, результатом трагедии стало то, что пять пассажиров на борту, как предполагается, погибли во время взрыва.
Как мог произойти столь разрушительный взрыв и какое влияние он оказал на экипаж Титана? На самом деле, если немного копнуть в базовые знания физики, все быстро встает на свои места. Не дайте сложным терминам вас запутать.
Для начала: Что значит для подводной лодки "взорваться"? На подводных аппаратах происходит то, что называется имплозия, а это противоположность взрыва. При привычном всем взрыве сила действует наружу, а при имплозии — внутрь. Когда подводный аппарат находится глубоко в океане, он испытывает давление на своей поверхности из-за воды. Когда эта внешняя сила становится больше, чем может выдержать корпус, судно взрывается.
Имплозии, как и взрывы, очень сильны. Когда корпус разваливается под огромным внешним давлением, высвобождается большое количество энергии, и пятеро пассажиров погибли бы мгновенно. Пассажиры, скорее всего, даже не успели осознать, что произошло.
Однако, аппарат был специально сконструирован для погружений на достаточно большую глубину. Да, это не была огромная подводная лодка, но для батискафа его характеристики весьма внушительны. Ключом является конструкция корпуса, которая защищает судно от большого внешнего давления воды, которое пытается раздавить корпус. Большая часть существующих технологий основана на стали, титане и алюминии. Характеристики этих материалов при экстремальных нагрузках хорошо изучены.
Однако корпус Титана имел экспериментальную конструкцию. В нем использовались в основном углеродные волокна, которые легче титана или стали, поэтому на "Титане" могло быть больше места для пассажиров. Однако свойства углеродных волокон для глубоководных применений изучены не так хорошо. Он может внезапно треснуть и сломаться. Кроме того, Титан ранее несколько раз совершал глубоководные погружения, что могло способствовать усталости корпуса. Так что судно подвела излишняя уверенность в его конструкции со стороны создателей.