Ученые Санкт-Петербургского государственного университета разработали управляемые механизмы для крыльев самолетов, позволяющие подстроиться под ветер и компенсировать турбулентность — явление, при котором в потоке воздуха появляются самопроизвольные волны, вызывающие «ныряния» самолетов и тряску в салоне.
«Мы разработали «перья» для крыльев самолета — управляемые механизмы с датчиками давления, которые могут приподниматься и поворачиваться с помощью электромоторчика, и компенсирующие турбулентность», — цитирует ТАСС доктора физико-математических наук, профессор СПбГУ Олега Граничина.
Для управления системой «перьев» не требуется центрального компьютера, а сами устройства связаны в сеть и подстраиваются друг под друга.
«Каждое маленькое «перышко» подстраивается под соседние: если давление атмосферы на них чуть выше, оно себя чуть приподнимает, если ниже — чуть-чуть опускает, и получается так, что на всех элементах крыла происходят связанные процессы и мы подстраиваемся под любой поток ветра», — добавляет ученый.
Рабочий прототип системы «перьев» уже испытан на беспилотном летательном аппарате с размахом крыла в 2 метра, и в данный момент готовится следующий, более совершенный ее вариант.
«В природе нет ничего лишнего, если птицы летают в воздухе с перьями, а не лысые, значит это более выгодно с точки зрения аэродинамики», — подчеркивает Граничин.
Доцент кафедры Аэрокосмических комплексов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Тихомиров говорит, что разработка его коллег крайне актуальна: проблема турбулентности, хотя и рассматривается в десятках тысяч научных статей, не решена до сих пор.