Наш мозг и его клетки обычно считаются основным «хранилищем» воспоминаний, но недавние исследования показали, что другие клетки тела тоже могут участвовать в процессе запоминания. Это открытие расширяет представления о том, как работает память, и может помочь в улучшении методов обучения и лечения проблем, связанных с памятью.

Часто говорят, что обучение и память зависят только от мозга, но наше исследование показало, что и другие клетки организма тоже могут "учиться" и "запоминать".
Николай Кукушкин, ведущий автор работы, опубликованной в Nature Communications

Учёные решили проверить, как клетки вне мозга могут запоминать информацию, используя эффект распределения. Этот эффект помогает нам запоминать материал лучше, когда мы учимся с перерывами, а не одним длинным занятием. В ходе эксперимента два типа клеток — из нервной ткани и почек — подвергались различным химическим стимулам, напоминающим сигналы, которые получает мозг при обучении. Эти клетки включали «ген памяти» — тот же, что и клетки мозга при изучении новых данных.

Чтобы следить за процессом, клетки были модифицированы так, чтобы производить светящийся белок, когда ген памяти активируется. Результаты показали, что клетки активировали ген сильнее и дольше, когда химические сигналы поступали через интервалы, а не сплошным потоком. Это похоже на то, как нейроны мозга реагируют на обучение с паузами, усиливая память.

Это открытие даёт нам возможность по-новому взглянуть на память. И оно предполагает, что способность к обучению через повторения может быть универсальной чертой клеток тела.