Быть в душе, когда в голову приходит отличная идея или решение насущной проблемы — это классическая ситуация, в которой многие могут узнать себя. Вы принимаете душ. Ваш разум блуждает. И вдруг, эврика! Новое озарение или творческий прорыв происходят совершенно неожиданно.

Почему блуждающий разум иногда находит творческие решения проблемы, когда человек занят "бездумной" задачей,  смог объяснить Зак Ирвинг, доцент кафедры философии Университета Вирджинии, в своем новом исследовании. Секрет, похоже, в том, что поставленная задача на самом деле не является бессмысленной. На самом деле требуется умеренный уровень вовлеченности. Статья об "эффекте душа" была недавно опубликована в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts.

Скажем, вы застряли на проблеме. Что вы делаете? Вероятно, это не что-то отупляюще скучное, вроде наблюдения за тем, как сохнет краска. Вместо этого вы делаете что-то, чтобы занять себя, например, гуляете, занимаетесь садоводством или принимаете душ. Все эти занятия умеренно увлекательны.


Исследование, опубликованное десять лет назад в журнале Psychological Science, похоже, подтвердило то, о чем подозревали многие люди. Когда мы выполняем "нетребовательную" задачу, наш мозг склонен блуждать между всеми мыслями без явной концентрации. 

В этом исследовании ученые попросили участников придумать творческие альтернативные варианты использования предметов повседневного обихода — например, кирпича — после "инкубационного периода", который включал в себя задачи разного уровня умственной нагрузки. Согласно полученным данным, чем ниже умственная потребность, тем выше результаты участников теста на креативность.

По сравнению с выполнением сложной задачи, отдыхом или отсутствием перерыва — пишут авторы исследования — выполнение несложной задачи в течение инкубационного периода привело к существенному улучшению производительности при решении ранее возникавших проблем.

Однако последующие исследования дали противоречивые результаты. Некоторые исследования, в том числе среди физиков и писателей, выявили связь между блужданием ума и творчеством. Тем не менее, другие исследования не смогли воспроизвести первоначальный вывод, получивший столько внимания. У Ирвинга есть теория, почему. На самом деле они не измеряли блуждание ума, а то, насколько участники были отвлечены.

Ирвинг сказал, что еще одна проблема, связанная с этим исследованием и другими подобными, заключается в том, что участников просят выполнять различные удобные для лаборатории задачи. Они могут напрягать разум, но плохо переносятся в реальный мир. Типичная задача, которую вы используете в исследованиях блуждания ума, называется тестом на устойчивую реакцию внимания. Этот тест включает в себя, например, просмотр потока цифр от 1 до 9 и отсутствие щелчка, когда вы видите "3". Это типичное исследование блуждания ума. Они просто не похожи ни на что в повседневной жизни людей.

Это важно, потому что эффект душа, вероятно, зависит от контекста, в котором вы находитесь. Чтобы проверить эту теорию, Ирвинг и Миллс вместе со своими коллегами-исследователями попросили участников исследования из Университета Нью-Гэмпшира придумать альтернативные варианты использования кирпича или скрепки. Затем исследователи разделили участников на две группы, чтобы посмотреть разные трехминутные видеоролики, которые послужили инкубационными моделями для новых творческих идей участников.

Одна группа смотрела "скучное" видео: двое мужчин складывают белье. Другая группа смотрела "умеренно увлекательное" видео. Они увидели дерзкую сцену из классического фильма 1989 года "Когда Гарри встретил Салли", в которой персонаж Мег Райан демонстрирует, сидя в переполненном ресторане, как убедительно имитировать оргазм.

После просмотра видео участников попросили быстро вернуться к процессу перечисления альтернативных вариантов использования гипотетического кирпича или скрепки, которые они выдали ранее, исходя из идей, возникших во время просмотра видео. Участники также сообщили, насколько сильно их мысли блуждали — то есть свободно перемещались от темы к теме — во время видео.

Исследователи обнаружили, что блуждание ума помогает, но только иногда. В частности, блуждание ума приводило к большему количеству идей, но только тогда, когда участники смотрели "интересное" видео, а не "скучное".

Другими словами, во время увлекательного видео наблюдалась положительная корреляция между количеством блуждания ума и генерируемыми творческими идеями. Блуждание ума сделало участников более творческими. Результаты составляют основу модели, которую теперь можно использовать в других типах реальных задач, чтобы продемонстрировать, как они могут вызывать большее творческое вдохновение.

Хотя исследователи, возможно, никогда не изучают душ как таковой, по понятным причинам они заявили, что намерены продолжать расширять масштабы просмотра видео. Например, один из их будущих проектов будет использовать виртуальную реальность для изучения блуждания ума в реалистичных условиях, таких как прогулка по городской улице.