Все мы знаем этот момент, когда мы в машине, на концерте или в любой другой ситуации слышим одну из наших любимых песен. Ту самую, в которой есть действительно хороший аккорд, который наполняет ваш организм приятными эмоциями, радостными воспоминаниями, заставляет ваши волосы встать дыбом и даже вызывать дрожь или "холодок" по всему телу. Около половины людей испытывают озноб при прослушивании музыки. Нейробиологи из Франции теперь использовали ЭЭГ, чтобы связать озноб с несколькими областями мозга, участвующими в активации систем вознаграждения и удовольствия. Результаты опубликованы в Frontiers in Neuroscience.

Тибо Шабен и его коллеги из Университета Бургундии Франш-Конте в Безансоне провели ЭЭГ-сканирование мозга 18 добровольцев, которые регулярно испытывают озноб при прослушивании своих любимых музыкальных произведений. В анкете их попросили указать, когда они испытали озноб, и оценить степень своего удовольствия в этот момент.

Когда участники испытывали озноб, исследователи отмечали специфическую электрическую активность в орбитофронтальной коре (область, участвующая в эмоциональной обработке), дополнительной моторной области (области среднего мозга, участвующей в контроле движений) и правой височной доле (области на правая часть мозга, участвующая в обработке слуха и восприятии музыки). Эти области работают вместе, чтобы обрабатывать музыку, запускать системы вознаграждения мозга и выделять дофамин — гормон и нейромедиатор "хорошего настроения". В сочетании с приятным предвкушением вашей любимой части песни это вызывает ощущение мурашек, которое вы испытываете — физиологический ответ, который, как считается, указывает на большую корковую связь.

ЭЭГ — это неинвазивный, высокоточный метод, который сканирует электрические токи, вызванные активностью мозга, с помощью датчиков, размещенных на поверхности кожи головы. При музыкальном ознобе низкочастотные электрические сигналы, называемые "тета-активностью" — тип активности, связанный с успешной работой памяти в контексте высоких наград и музыкальной признательности, — либо усиливаются, либо уменьшаются в областях мозга, участвующих в обработке музыки.

Ведущий автор работы, Тибо Шабен, комментирует:

В отличие от тяжелых методов нейровизуализации, таких как ПЭТ или фМРТ, классическая ЭЭГ может быть перенесена за пределы лаборатории в естественные сценарии. Что наиболее интригует, так это то, что музыка, похоже, не приносит нам биологической пользы. Однако роль дофамина и системы вознаграждения в обработке музыкального удовольствия предполагает наследственную функцию музыки.

Эта наследственная функция может заключаться в периоде времени, которое мы проводим в ожидании "вызывающей мурашки" части музыки. Пока мы ждем, наш мозг занят предсказанием будущего и высвобождением дофамина. С точки зрения эволюции, способность предсказать, что произойдет дальше, необходима для выживания.

Почему мы должны продолжать изучать озноб? Ученые хотят изучить, как церебральная и физиологическая активность нескольких участников сочетается в естественной социальной музыкальной среде. Музыкальное удовольствие — очень интересный феномен, который заслуживает дальнейшего изучения, чтобы понять, почему музыка вознаграждает, и понять, почему она так важна в жизни человека.