Пульсары — это вращающиеся нейтронные звезды с мощными магнитными полями, которые предоставляют исследователям уникальные возможности для изучения условий экстремальной физики, недоступных на Земле. Молодые пульсары способны создавать струи материи и антиматерии, которые распространяются в пространстве от их полюсов вместе с мощными ветрами, образуя так называемые "пульсарные ветровые туманности".

В 2001 году астрономы, используя рентгеновскую обсерваторию NASA Chandra, впервые наблюдали пульсар PSR B1509-58 и обнаружили, что его пульсарная ветровая туманность, известная как MSH 15-52, напоминает человеческую руку. Пульсар располагается у основания "ладони" этой туманности. Теперь данные "Чандры" о MSH 15-52 объединены с недавними наблюдениями новейшего рентгеновского телескопа NASA, Imaging X-ray Polarimetry Explorer (IXPE), что позволило раскроить "костяшки" магнитного поля этой удивительной структуры. IXPE провела 17 дней наблюдений за MSH 15-52, что является самым долгим периодом наблюдения за отдельным объектом с момента ее запуска в декабре 2021 года.

Источник: NASA/CXC/SAO/J. Schmidt.
Это вид MSH 15-52, полученный рентгеновским телескопом Чандра. Он не включает рентгеновские и инфракрасные наблюдения IXPE, которые включены в составное изображение в верхней части материала.

Составное изображение, созданное на основе данных Chandra, показывает рентгеновские излучения с низкой энергией в оранжевом цвете, более высокой энергии - в зеленом и синем цвете, и фиолетовые области представляют наблюдения IXPE. Пульсар находится в яркой части у основания "ладони", а "пальцы" этой "руки" простираются к облакам низкоэнергетических рентгеновских излучений, окружающим остатки сверхновой, которая породила пульсар. Также на изображении присутствуют инфракрасные данные из второй серии данных Dark Energy Camera Plane Survey (DECaPS2), обозначенные красным и синими цветами.

Информация, полученная с помощью IXPE, представляет собой первую карту магнитного поля в "руке" MSH 15-52 и раскрывает данные о направлении электрического поля рентгеновских лучей, определяемого магнитным полем источника рентгеновского излучения. Это явление называется "рентгеновской поляризацией".

Дополнительное рентгеновское изображение, представленное ниже, демонстрирует карту магнитного поля MSH 15-52. Краткие линии на изображении отражают измерения поляризации, выполненные IXPE, и показывают направление локального магнитного поля. Оранжевые "полоски" представляют собой более точные измерения, за которыми следуют голубые и синие полосы с менее точными данными. Сложные линии магнитного поля повторяют форму "запястья", "ладони" и "пальцев" руки, что, возможно, поможет идентифицировать структуры, напоминающие пальцы.

Источник:NASA/CXC/SAO/J. Schmidt
Карта магнитного поля в МСХ 15-52. Линии представляют измерения поляризации IXPE, отображающие направление местного магнитного поля.

Степень поляризации, отображаемая длиной полос, оказалась чрезвычайно высокой и соответствует максимальным значениям, предсказанным теорией. Это говорит о том, что магнитное поле в этих областях ветровой туманности пульсара является прямым и однородным, что означает низкую степень турбулентности в этих зонах.

Особо интересным аспектом MSH 15-52 является светящийся рентгеновский пучок, направленный от пульсара к "запястью" в нижней части изображения. Данные IXPE показали, что в начале этого пучка уровень поляризации низкий, что, вероятно, объясняется наличием турбулентных областей с запутанными магнитными полями, связанными с высокоэнергетическими частицами. К концу пучка, линии магнитного поля становятся более прямыми и однородными, что приводит к резкому увеличению степени поляризации.

Исследование, описывающее эти результаты, было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal и представлено командой под руководством Роджера Романи из Стэнфордского университета.