Недавние доклады о том, что космический телескоп НАСА под именем Джеймса Уэбба обнаружил признаки жизни на удаленной планете, вызвали непоколебимый интерес. Новое исследование подвергает сомнению этот вывод, однако также указывает на способность телескопа проверять присутствие газов, связанных с жизнью.

Исследование, опубликованное в Astrophysical Journal Letters Калифорнийским университетом в Риверсайде, может охладить азарт исследователей, занятых поиском жизни в космосе, но оно не исключает возможности будущих открытий.

В 2023 году появились интересные отчеты о биосигнатурном газе в атмосфере планеты K2-18b, где, по-видимому, существуют условия, благоприятные для возникновения жизни. Сравнение экзопланет с Землей представляет определенные трудности. Их параметры, включая температуру, атмосферу и климат, сильно отличаются от нашей планеты, что делает предположения о возможности жизни на них сложными. Тем не менее, планета K2-18b несколько иная.

Эта планета получает почти столько же солнечной радиации, сколько и Земля. И если убрать атмосферу из уравнения, K2-18b имеет температуру, близкую к земной, что создает благоприятные условия для обнаружения жизни.

Атмосфера K2-18b в основном состоит из водорода, в отличие от нашей атмосферы, где основным компонентом является азот. Однако было предположение, что на K2-18b могут существовать водные океаны, подобные земным. Это делает K2-18b потенциально уникальным миром, где сочетаются водородная атмосфера и водные океаны.

В прошлом году команда из Кембриджа обнаружила в атмосфере K2-18b метан и углекислый газ с помощью JWST - другие элементы, которые могут указывать на наличие жизни.

Поскольку сигнал ДМС от телескопа Webb был недостаточно силен и проявлялся только в определенных обстоятельствах, исследователи из UCR заинтересовались возможностью его обнаружения на K2-18b, которая находится на расстоянии около 120 световых лет от Земли. Однако получение физических образцов атмосферных химикатов на таком расстоянии невозможно. Тем не менее исследователи считают, что ДМС может накапливаться до обнаружимых уровней. Для этого планктон или другая форма жизни должны производить в 20 раз больше ДМС, чем присутствует на Земле.

Обнаружение жизни на экзопланетах является сложной задачей из-за их удаленности от Земли. Чтобы обнаружить ДМС, телескопу JWST потребуется инструмент, способный более точно обнаруживать инфракрасные волны в атмосфере, чем тот, который использовался ранее. К счастью, в этом году телескоп будет использовать такой инструмент, что, вероятно, даст окончательный ответ на вопрос о наличии ДМС на K2-18b.

В свете сложностей обнаружения признаков жизни на далеких планетах некоторые задаются вопросом о целях исследователей.