3 июля 1969 года, всего за 17 дней до того, как Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на лунную поверхность, СССР предпринял вторую попытку испытать свою собственную лунную ракету, известную как Н1.

Официального объявления об этой секретной миссии так и не было сделано, но при последующих пролетах над советским испытательным полигоном в Тюратаме, Казахстан, американские спутники-шпионы зафиксировали полное запустение на одной из двух стартовых площадок, на которых, как известно, размещалась лунная ракета. В то время Советский Союз этого не знал, но его надежды на достижение Луны так и остались на обугленной стартовой площадке в 1969 году.

История советской ракеты Н1 и последующей лунной программы в СССР до сих пор окутана тайной, особенно по сравнению с программой «Apollo». По сей день историки спорят о том, как и почему новаторская советская космическая программа вдруг отстала в гонке на Луну и насколько далеко позади она была в тот момент, когда Армстронг и Олдрин ступили на другой мир.

Луноход-1 — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела - Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года.

По правде говоря, нельзя выделить одну причину, которая привела к срыву изначальной Лунной программы СССР. То, что Кремль почил на лаврах после победы в гонке на околоземную орбиту со спутником и Гагариным, безусловно, сыграло свою роль. Не помогало делу и внутреннее соперничество между лидерами советской космической программы — Сергеем Королевым, Валентином Глушко и Владимиром Челомеем.

Добавьте к этому слабую поддержку гражданской космической программы со стороны советских вооруженных сил, которые в значительной степени владели финансами ракетной промышленности, и становится ясно, что у советских инженеров никогда не было шанса опередить в лунной гонке NASA, которое получало немыслимую государственную и частную поддержку.

Советские плакаты с мечтой о Луне. Полностью провальной лунную программу СССР нельзя было назвать, но об отправке человека в другой мир не шло и речи.

Даже спустя полвека после всех событий собрать единую картину изначальной лунной программы достаточно сложно. Только в 2015 году правопреемник ОКБ-1, разработавшего гигантскую ракету Н1, обнародовал детали, иллюстрирующие трудности развития советской программы исследования Луны.

Документы от апреля 1963 года свидетельствуют о том, что советские инженеры на тот момент только что завершили анализ 26 различных сценариев лунной экспедиции и смогли сузить их до четырех различных архитектур, которые все еще нуждались в более детальном изучении, прежде чем можно было выбрать окончательный план. Оглядываясь назад, поразительно видеть, насколько далеки были от окончательной архитектуры эти четыре финальных сценария с менее чем осуществимыми надеждами плана на многократные запуски суперракет, еще не опробованные процедуры стыковки и амбициозную дозаправку на орбите Земли.

Различные споры по поводу использования топлива и конструкции будущей лунной ракеты и другие стратегические разногласия внутри отрасли усложнили и задержали советскую лунную программу. Лишь в 1964 году советские инженеры получили необходимое политическое добро на участие в лунной гонке, но было уже слишком поздно. От своих американских коллег советские инженеры отставали примерно на год.

Рисунок суперракеты Н1, которая должна была доставить персого советского человека на Луну.

Когда пришло время производства ракеты, СССР столкнулся с невыгодным географическим положением советских космодоромов. Например, стартовая площадка в Тюратаме находилась далеко от морских портов, а значит, сборку разгонных блоков для лунной ракеты пришлось бы переносить в засушливые степи Казахстана — вместе с армией рабочих.

Очередной удар по лунным усилиям страны советов нанесла главная двигательная установка ракеты Н1. Первоначально существовали различные планы по оснащению Н1 двигателями тягой до 600 тонн, но нехватка необходимой техники и времени вынудила конструкторов довольствоваться гораздо меньшим 150-тонным двигателем. Это означало, что в общей сложности 24 (хотя на самом деле, этого оказалось недостаточно, по плану их должно было быть вообще 30) двигателя должны были работать точно отлаженным образом, чтобы поднять огромную ракету со стартовой площадки.

Строительство большой стационарной огневой установки, которая позволила бы инженерам настраивать капризную многодвигательную группу на земле, также было прекращено из соображений экономии времени. Поэтому, когда новые двигатели впервые собрались вместе, они должны были работать на реальной ракете в реальном полете. Без тестов. С первого раза.

Источник: Известия.
Управляемый лунный модуль Н1 ЛК-3. Из-за сложностей возникших при разработке ракеты Н1, данный модуль так и не покинул приделы атмосферы Земли.

Во время первой попытки запуска 21 февраля 1969 года машина вышла из строя после одной минуты и восьми секунд полета из-за отказа двигательной установки. Руководители проекта были разочарованы, но не обескуражены — ведь никто не погиб, стартовый стол остался цел, а ракета действительно продемонстрировала способность летать (по крайней мере, до высоты 30 километров).

Действительно, многие советские ветераны проекта Н1 пережили впечатляющие неудачи стольких предшествующих запусков, что это можно было считать хорошей новостью. Поэтому советская команда как можно скорее предприняла вторую попытку запуска Н1.

Вторая ракета Н1, получившая обозначение 5Л, была выпущена летом 1969 года, после того как "Apollo-9" и "Apollo-10" уже выполнили генеральные репетиции перед фактической попыткой высадки на Луну — на горизонте замаячила победа Америки. Когда шестая ракета "Saturn V", предназначенная для миссии "Apollo-11", проходила проверку на мысе Канаверал, вторая ракета Н1 только достигла стартовой площадки. В итоге старт был назначен в ночь с 3 на 4 июля 1969 года.

Когда она поднялась на высоту около 100 метров, всего через 10,5 секунд после старта, из ее хвостовой части зловеще отвалились яркие осколки. Затем колосс, казалось, застыл в воздухе и начал крениться на бок. На конце ракеты сработали двигатели аварийного спасения, и капсула, предназначенная для экипажа из двух человек, ушла в темноту. Из-за того, что система управления полетом была парализована взрывом двигателя, гигантская ракета не смогла направиться вверх и врезалась в стартовую площадку вместе с большей частью своего топлива.

Мощный взрыв почти полностью уничтожил половину стартового комплекса с двумя площадками.

На этом всё?

Неудача второго запуска решила судьбу Советского Союза в лунной гонке и поставила вопрос, ступит ли когда-нибудь советский космонавт на Луну. В течение следующих нескольких лет Н1 предпринял еще две неудачные (хотя и не такие разрушительные) попытки запуска, прежде чем советское правительство закрыло программу в июне 1974 года.

Советская космическая программа продолжала вносить большой вклад в освоение космоса человечеством. Одна только ракета "Союз" сделала для человечества очень много. Но мечта о советском космонавте на Луне сгорела на казахстанской стартовой площадке летом 1969 года.