На данный момент у исследователей ограниченное представление о частицах, которые выбрасываются в воздух в процессе торможения автомобилей. Однако имеются признаки того, что эти частицы могут представлять больший риск для здоровья, чем выбросы из выхлопной трубы.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине демонстрируют, как большинство этих частиц, выбрасываемых при легком торможении, обладают электрическим зарядом – что может быть потенциально использовано для снижения загрязнения воздуха от автотранспорта.
Адам Томас, докторант из лаборатории профессора химии Джима Смита, который руководил исследованием вместе с постдокторантом UCI Паулюсом Бауэром, отметил:
Мы обнаружили, что до 80% аэрозольных частиц, выбрасываемых во время торможения, обладают электрическим зарядом, и многие из них значительно заряжены. Также нас удивило, что этот аспект не получил должного внимания, учитывая широкое использование автомобилей в обществе.
Для проведения исследования команда использовала большой токарный станок для удаления тормозного диска и суппорта. Затем они измерили электрический заряд выбрасываемых в воздух аэрозолей и обнаружили, что в 80% случаев частицы обладают этим зарядом.
Это исследование является частью более обширной работы команды UCI, направленной на изучение воздействия выбросов, не связанных с выхлопными газами, на здоровье жителей в районах с интенсивным движением автотранспорта, включая многие районы Южной Калифорнии.
Новое исследование поднимает проблему, которая может стать более острой по мере распространения электромобилей в следующие десятилетия. Электромобили, по словам Смита, также не являются полностью экологически чистыми транспортными средствами, поэтому городским властям необходимо обратить внимание на стратегии сокращения выбросов, как от тормозов, так и от выхлопных газов.
Команда также обнаружила, что процент заряженных частиц, выбрасываемых тормозами, во многом зависит от материала тормозных колодок. Поскольку эти частицы обладают электрическим зарядом, их можно отфильтровать из воздуха.
Риск для здоровья, связанный с выбросами от тормозов, неравномерно распределяется среди населения: области с низким уровнем дохода обычно более загружены автомобильным движением, что создает проблему экологической справедливости, когда определенные социально-экономические группы более подвержены выбросам тормозов, чем другие.
По словам профессора Барбары Финлейсон-Питтс, заслуженного профессора химии и главного исследователя проекта в UCI, выбросы от торможения до сих пор недостаточно изучены, но они могут иметь значительные последствия в областях с высокой автомобильной активностью.