США: лидеры экспериментов
Америка — впереди планеты всей. Беспилотные машины от Waymo (дочка Google) и Cruise (при поддержке General Motors) работают в реальных городах, а не только на закрытых полигонах.
Сан-Франциско стал одним из первых городов, где можно вызвать такси без водителя через обычное приложение. Машина приезжает сама, а внутри — никого за рулём. Однако идеальной картину назвать сложно: роботы иногда странно реагируют на ДТП, останавливаются посреди дороги или провоцируют пробки. Местные жители даже устраивали протесты против наплыва беспилотников.
Кроме Сан-Франциско, подобные машины ездят в Финиксе (Аризона) и Остине (Техас). В Финиксе Waymo One предлагает полноценные поездки: заказ, поездка и оплата ничем не отличаются от обычного такси.
Китай: масштабы впечатляют
Китайцы, как всегда, взяли количество. Компании вроде Baidu и AutoX развернули беспилотные такси сразу в нескольких крупных городах — Пекин, Шэньчжэнь, Ухань.
В некоторых районах Уханя, например, можно вызвать через приложение машину, в которой нет водителя. Всё официально: проект поддержан властями, маршруты открыты для широкого пользования, а поездки всё больше напоминают обычную жизнь. Иногда в салоне всё же сидит страхующий оператор, но план — полностью убрать людей из процесса.
Европа: медленно, но осторожно
В Европе беспилотное такси — пока скорее эксперимент, чем обыденность.
Французская Navya и немецкая Mobileye разрабатывают автономные машины, но в основном пока для закрытых зон — кампусов, промзон, специальных трасс. Лицензировать полёты без водителя в европейских городах мешают строгие нормы безопасности.
В Великобритании, например, робошаттлы тестируются в Милтон-Кинсе, но пока что это только пилотные проекты с ограниченным числом маршрутов.
Европейский подход прост: сначала безопасность, потом — технологический прогресс. Но в итоге пока отстают.
Россия: мы тоже в игре
В России беспилотники тоже появляются на дорогах — пусть и в тестовом режиме.
Самые заметные проекты — это Яндекс и его дочерние компании. Их беспилотные такси катают пассажиров в ограниченных зонах Москвы и Иннополиса (Татарстан). Правда, полностью беспилотной поездку пока назвать нельзя: на переднем сидении обычно присутствует инженер-наблюдатель.
Кроме Яндекса, в России над беспилотниками работают Сбер и Cognitive Pilot. Их разработки пока больше сосредоточены на логистике и коммерческих перевозках, но интерес к пассажирским перевозкам тоже растёт.
Проблема у нас стандартная: законодательство пока не позволяет массово выпускать на дороги машины без водителей. Но тестовые маршруты уже прокладываются, и в перспективе — особенно в новых районах крупных городов — такие проекты могут заработать всерьёз.
Что дальше?
Беспилотное такси — это не история про далёкое будущее. Уже сейчас можно прокатиться в машине без водителя в Калифорнии, Пекине или Иннополисе.
Технологии продолжают развиваться, законодательство постепенно подстраивается, а общественное мнение — привыкает. Через несколько лет такие поездки могут стать для нас такими же привычными, как сегодня — заказ такси через приложение.
Кто знает, может скоро в твоём районе тоже появится первая машина без водителя. И ты сможешь на себе испытать, как это — доверить дорогу компьютеру.