В России резко сократился спрос на электромобили — за первые пять месяцев 2025 года продажи упали почти втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главной причиной стало решение правительства ужесточить таможенные правила и увеличить утилизационный сбор для электрокаров.

Ещё в 2023 году каждая пятая новая машина ввозилась в Россию через страны ЕАЭС, при этом особой популярностью пользовались электромобили китайского бренда Zeekr. Однако после введения с 1 апреля 2024 года новых правил доначисления пошлин продажи электрокаров резко сократились. Если в марте 2024 года было продано 2499 таких машин, то уже в мае — всего 1096.

Ситуация временно улучшилась к концу 2024 года (1472 проданных электромобиля в декабре), но с января 2025 года утилизационный сбор вырос более чем в 20 раз — до 667 400 рублей. Это снова ударило по продажам: в мае 2025 года россияне купили лишь 786 электрокаров — на 28% меньше, чем год назад.

Лидером продаж остаётся китайский Zeekr, но и его показатели резко снизились: за пять месяцев 2025 года было реализовано 1191 электромобиль этой марки против 3,4 тысячи годом ранее. Наиболее популярной моделью стал Zeekr 001 (644 проданных экземпляра).

В топ-5 также вошли:

  • российский Evolute (374 машины, падение на 48%)
  • китайский Avatr (318 шт., минус 15%)
  • Ora (Great Wall) — 218 электрокаров, рост в 2,4 раза
  • «Москвич» (217 шт., снижение втрое)

Эксперты отмечают, что электромобили теперь проигрывают традиционным авто по цене, а гибриды оказались практичнее из-за неразвитой сети зарядных станций. Однако и продажи гибридов упали — на 40% за год. Общий рынок новых легковых автомобилей за пять месяцев сократился на 25%, до 349 тысяч машин.

Спрос на премиальные модели сместился в сторону гибридов, поскольку инфраструктура для электрокаров в России по-прежнему развита слабо. Похоже, «зелёный» транспорт в стране столкнулся с серьёзными трудностями.