Представим ситуацию: Вы видите рекламу электровелосипеда, в которой заваляется аж 80 км запаса хода. Приобретая данную модель, вы радостно отправляетесь в первую поездку длинной всего... 40 км. Разочарование? Недоумение? Скорее всего — все эти эмоции сразу, ведь оставшийся "запас хода" придется восполнять уже не при помощи электродвигателя, а своих ног.

Почему такое происходит? Неужели нельзя доверять цифрам запаса хода, которые нам сообщают производители электрических велосипедов? Если коротко: да, нельзя. Но у этого есть несколько веских причин, поэтому давайте разберем их.

Отсутствие единого стандарта

Прежде всего, электровелосипеды не похожи на автомобили. Нет никаких стандартов для тестирования диапазона заряда батареи на электрически велосипедах.

Рейтинги запаса хода для электронных велосипедов не определяются сторонними агентствами. Их определяют сами производители. В лучшем случае распечатанные цифры расстояния получены в результате реальных испытаний. Некоторые компании, такие как Aventon и Lectric eBikes, добавили на свои сайты данные о реальной дальности поездки для каждого уровня помощи педали или управления дроссельной заслонкой. Это лучший случай. Но в худшем случае некоторые компании просто дают нам цифры, которые они берут с потолка, или предполагают, что их продукт, вероятно, может их достичь.

Какие компании какие? Без достоверных данных, отображаемых на сайте компании, это трудно понять. Если компания не публикует данные реальных испытаний , остается только догадываться.

Слишком много факторов

На самом деле это главная причина, по которой вы почти никогда не достигаете протяженности поездки, указанной производителем.Существует, буквально десятки факторов, которые оказывают существенное влияние на дальность поездки на одном заряде.

В ваших шинах мало воздуха или они накачаны до максимума? Вы едете в гору или вниз? Попутный или встречный ветер? Протирание тормозов? Сгорбились или сидит прямо? Дорога мокрая? Вы плотно покушали? Что на вас надето? На каком уровне мощности вы находитесь? Шипы или гладкие шины? Вы носите рюкзак? С вами есть пассажиры? Вы едете по асфальту? Грязь? Гравий? Песок? У этого списка нет конца.

В зависимости от ответов на эти вопросы, один и тот же электрический велосипед может проехать 20 или 100 км на одной зарядке аккумулятора. Да, это огромный разброс, но таковы реалии.

Многие люди ожидают, что запас хода электровелосипеда будет более воспроизводимым, как пробег автомобиля. Но опять же, учтите, что в отличие от автомобилей, которые часто тяжелее своих водителей в 20 к 1, вы, вероятно, тяжелее своего велосипеда в 3 или 4 раза. Таким образом, изменения в вас или вашем окружении оказывают гораздо большее влияние на запас хода, чем на большие транспортные средства.

Все эти факторы мешают компаниям, производящим электронные велосипеды, предлагать реальные данные, поэтому они обычно учитывается наилучший сценарий. К примеру: человек весом 65кг, едет по плоской и гладкой поверхности со сверхвысоким давлением воздуха в шинах и с велосипедом, установленным в режим минимальной мощности. Но в реальном мире большинство из нас не будут ездить в таких же идеальных условиях. Таким образом, "максимальный" диапазон, который указывает большинство компаний, производящих электронные велосипеды, просто недостижим.

Как узнать "реальный" запас хода электрического велосипеда?

Есть запутанное, чрезмерно обобщенное эмпирическое правило, которое можно использовать для расчета приблизительного запаса хода электровелосипеда. Нет, конечно, если у вас есть возможность протестировать конкретную модель — это лучший способ. В противном случае используем математику.

Практика большинства владельцев электровелосипедов показывает, что при скорости около 30 км/ч расход заряда батареи составит 15 Втч/км без помощи водителя, и 9 Втч/км ели вы планируете крутить педали. При активном участии, скажем так, в процессе движения, расход можно уменьшить до 3 Втч/км.

Далее все довольно просто: разделите емкость батареи в ватт-часах (Втч) на указанные выше показатели эффективности, и вы получите приблизительный диапазон.

Давайте к реальному примеру. Довольно популярный компактный электровелосипед Xiaomi Himo C20 обладает батареей емкостью 10 Ач с напряжением 36 вольт, что дает нам 360 Втч. По итогу мы можем рассчитывать на запас хода от 24 км (360/15) до 40 км (360/9). Оба числа очень далеко от значения в 80км заявленного производителем, хотя и максимальная скорость модели ограничена 25 км/ч. Однако эти цифры будут куда ближе к суровой реальности, с учетом всех возможных сторонних факторов.