Нечасто комик вызывает у астрофизика мурашки по коже, обсуждая законы физики. Но комик Чак Найс сумел это сделать в недавнем выпуске подкаста StarTalk. Ведущий шоу Нил де Грасс Тайсон только что объяснил аргумент о симуляции — идею о том, что мы можем быть виртуальными существами, живущими в компьютерной симуляции. Если это так, симуляция, скорее всего, будет создавать восприятие реальности по запросу, а не моделировать всю реальность все время — во многом как видеоигра, оптимизированная для визуализации только тех частей сцены, которые видны игроку.

Такие разговоры могут показаться легкомысленными. Но с тех пор, как Ник Бостром из Оксфордского университета написал в 2003 году основополагающую статью "Доказательство симуляции" философы, физики, технологи и, да, комедианты боролись с идеей, что наша реальность является симулякром. Некоторые пытались определить способы, которыми мы можем различить, являемся ли мы симулированными существами. Другие пытались рассчитать вероятность того, что мы виртуальные сущности. Теперь новый анализ показывает, что шансы того, что мы живем в базовой реальности, то есть в существовании, которое не моделируется, в значительной степени равны.

В 2003 году Бостром вообразил технологически развитую цивилизацию, которая обладает огромной вычислительной мощностью и нуждается в небольшой части этой мощности для моделирования новых реальностей с сознательными существами в них. Учитывая этот сценарий, его аргумент о моделировании показал, что, по крайней мере, одно утверждение в следующей трилемме должно быть истинным:

  • Люди почти всегда вымирают, не дойдя до стадии моделирования.
  • Даже если люди дойдут до этой стадии, они вряд ли будут заинтересованы в моделировании своего собственного прошлого.
  • Вероятность того, что мы живем в симуляции, близка к абсолютной.

До Бострома фильм «Матрица» уже внес свой вклад в популяризацию понятия симулированной реальности. И эта идея имеет глубокие корни в западных и восточных философских традициях, от аллегории пещеры Платона до мечты Чжуан Чжоу о бабочке.

Чтобы лучше понять аргументы Бострома о симуляции, астроном Дэвид Киппинг из Колумбийского университета, решил прибегнуть к байесовским рассуждениям. В этом типе анализа используется теорема Байеса, названная в честь Томаса Байеса, английского статистика и министра 18 века. Байесовский анализ позволяет вычислить шансы того, что что-то произойдет (так называемая «апостериорная» вероятность»), сначала сделав предположения относительно анализируемого объекта (присвоив ему «априорную» вероятность).

Киппинг начал с превращения трилеммы в дилемму. Он объединил первые два утверждения в одно, потому что в обоих случаях конечный результат — отсутствие моделирования. Таким образом, дилемма противопоставляет физическую гипотезу (нет симуляции) гипотезе моделирования (есть базовая реальность — и есть симуляция). Таким образом, каждая гипотеза получает априорную вероятность равную половине, как если бы кто-то подбросил монетку, чтобы принять решение о ставке.

Следующий этап анализа требовал размышлений о "родственных" реальностях — о тех, которые могут порождать другие реальности, — и о "нерожавших" реальностях — о тех, которые не могут имитировать дочерние реальности. Если бы физическая гипотеза была верна, то вероятность того, что мы живем в нерожавшей Вселенной, было бы легко вычислить: она составила бы 100 процентов. Затем Киппинг показал, что даже в гипотезе симуляции большая часть симулируемых реальностей будет нерожавшей. Это связано с тем, что по мере того, как симуляции порождают все больше симуляций, вычислительные ресурсы, доступные каждому последующему поколению, сокращаются до такой степени, что подавляющее большинство реальностей не будет иметь вычислительной мощности, необходимой для имитации дочерних реальностей, способных содержать сознательные существа.

Подсоедините все это к байесовской формуле, и вы получите ответ: апостериорная вероятность того, что мы живем в базовой реальности, почти такая же, как апостериорная вероятность того, что мы являемся симуляцией — с вероятностью, склоняющейся в пользу базовой реальности всего лишь на сотые доли процента.