Беспилотный летательный аппарат, способный более полутора лет находиться в полете на высоте до 25 км, могут создать в России. Об этом заявил заместитель генконструктора подмосковного НПО имени Лавочкина Николай Клименко.

Основу конструкции предкосмических, то есть летающих на высоте 18–30 км беспилотных аппаратов составляет крыло, на верхней поверхности которого расположены солнечные батареи. Под крылом — относительно примитивное шасси и полезная нагрузка. Такие аппараты способны на долгое время «замирать» над одной точкой планеты и вести наблюдение за морской и пограничной обстановкой. 

«Последовательное «пошаговое» решение (…) технологических и конструкторских задач позволит создать высокоэффективный отечественный псевдокосмический аппарат для длительного (свыше 12–18 месяцев) беспосадочного полета на высотах 20–25 тысяч метров с полезной нагрузкой до 200 кг при круглосуточном генерировании электроэнергии мощностью до 5 кВт», — говорится в статье, опубликованной в вестнике НПО имени Лавочкина.

Перспективный отечественный ПКА

По словам автора материала, неоспоримое лидерство в этой сфере за США, но и Китай имеет амбициозные намерения, занимая уже сейчас вторую позицию.

При этом в качестве прототипа будущего российского беспилотника рассматриваются аппараты ЛА-251 и ЛА-252 «Аист», созданные в НПО имени Лавочкина. 251-й «Аист» имеет размах крыла 16 метров и способен держаться на высотах до 12 тыс. км не менее трех суток.

ПКА ЛА-251 «Аист» в полете

ЛА-252 собран из тех же модулей, что и его предшественник, но гораздо крупнее — 23 метра от одного края крыла до другого. Аппарат весом в 116 кг способен летать на высотах до 18 тыс. км по несколько суток.

ПКА ЛА-252 «Аист»

Чтобы «научить» новый аппарат месяцами обходиться без техобслуживания, нужны новые аккумуляторные батареи — с удельной мощностью до 600 Вт·ч/кг против используемых сегодня батарей, выдающих 240­–250 Вт·ч/кг. Также потребуются более эффективные солнечные батареи. При этом размах крыльев такого беспилотника может достигнуть 70–90 метров.