Многие фантасты середины 20-го века предрекали битву СССР и США за господство на ближайшему к нам инопланетному объекту — Луне. А как много было снято фильмов и написано книг о беззаботной (или не очень) жизни на лунной базе? Всего несколько лет спустя сценарий по заселению Луны уже не кажется столь фантастичным. Через пятьдесят лет после  миссии Аполлон-11 в 2019 году Соединенные Штаты объявили о своем намерении вернуться на Луну в 2024 году. В свете концепции "нового космоса" этот план подчеркивает растущую геостратегическую конкуренцию, особенно с учетом стремительного подъема Китая.

Чтобы добиться успеха в этой миссии, NASA продвигает программу Artemis, консорциум под руководством Соединенных Штатов, который объединяет восемь других стран — Австралию, Канаду, Италию, Японию, Люксембург, Украину, Объединенные Арабские Эмираты и Соединенное Королевство. NASA и Бразилия подписали заявление о намерении присоединиться к программе в декабре 2020 года. Каждый участник внесет свой вклад в выполнение миссии при технической и научной поддержке.

NASA также рассчитывает на частный сектор, в том числе на  космический корабль SpaceX Starship (SN1), для выполнения программы высадки человека (HLS). Программа будет состоять из трех этапов:

  • Artemis I - беспилотный полет, запланированный на конец 2021 года.
  • Artemis II, пилотируемый полет с целью вывода космического корабля на орбиту вокруг Луны в 2023 году.
  • Artemis III, который запустит лунный аппарат с двумя астронавтами в 2024 году.

В Японии Toyota Group в партнерстве с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) предложила  герметичный лунный аппарат,  который будет участвовать в будущих миссиях международной программы.

Источник: SpaceX
Концепт-арт приземления модуля Space Dragon.

У Китая также есть амбициозная программа — посадка космического корабля Chang'e-4 в январе 2019 года на обратной стороне Луны демонстрирует впечатляющий прогресс. Летом 2020 года Китайское национальное космическое управление (CNSA) подтвердило намерение страны создать международную лунную исследовательскую станцию (ILRS) уже в 2036 году. В марте 2021 года Москва подписала меморандум о сотрудничестве с Китаем в создании лунной станции.

Индия — еще один претендент. Хотя космическая программа страны в настоящее время не предусматривает строительство лунной базы, она готовит астронавтов к полету на Луну. Однако критические сбои, такие как авария на Chandrayaan-2, замедлили развитие программы. Наряду с программой Гаганьяна Индийская организация космических исследований (ISRO) планировала отправить пилотируемый полет на Луну, но это произойдет не раньше следующего десятилетия.

Зачем селиться на Луне?

Некоторые считают Луну необходимым шагом перед пилотируемой миссией на Марс, служащей тренировочной площадкой для космонавтов и формирующей основу для долгосрочного присутствия человека. Однако различия между их соответствующими средами ограничивают обоснованность этой гипотезы: на Марсе есть атмосфера, которая меняет условия доступа. На данный момент эти проекты остаются в сфере принятия желаемого за действительное.

Хотя на самом деле никто не знает возможности и прибыльности добычи полезных ископаемых на Луне. Есть те, кто, утверждают, что на нашем естественном спутнике имеются значительные ресурсы, которые могли бы способствовать такому сценарию использования.

В последние годы открытия показали значительные отложения водяного льда на полюсах Луны. Во множестве микрократеров 60% отложений будут расположены на Южном полюсе, как показывают недавние исследования. Хотя никто не рискнул провести полную оценку, некоторые исследования показывают, что присутствует значительный объем воды — от 100 миллионов до 1 миллиарда тонн для каждой полярной области. Интерес NASA к созданию лунной станции в этом регионе связан с возможностью добычи воды, критически важного ресурса для устойчивого присутствия человека. Однако определение морфологии, концентрации, распределения и численности водяного льда остается важным, потому что стоимость энергии его добычи зависит от его природы. Эти данные определят возможность выполнения любого плана по эксплуатации водяного льда на поверхности Луны.

Лунный грунт может также скрывать важные запасы гелия-3, объем которых, по оценкам российских исследователей, составляет около 2,5 миллионов тонн. Этот редкий на Земле нерадиоактивный изотоп потенциально может служить топливом для термоядерных реакторов. Но таких реакторов пока нет, и мало кто решается делать прогнозы о том, когда они будут построены. На сегодняшний день весьма гипотетично, что использование гелия-3 в долгосрочной перспективе потребует разработки экономичного метода извлечения с адекватной инфраструктурой и возможностью транспортировки его на Землю.

Кроме того, добыча полезных ископаемых вызывает серьезные юридические проблемы, поскольку Соединенные Штаты еще не подписали Лунный договор 1979 года вместе с Китаем и Россией. 6 апреля 2020 года тогдашний президент Дональд Трамп издал указ о том, что Соединенные Штаты не считают космическое пространство частью мирового достояния. За первые 100 дней пребывания в должности президент Джо Байден подписал более 60 указов, но еще не указал, произойдет ли изменение позиции США в отношении космических ресурсов.

Наконец, NASA представило архитектуру LunaNet в своей программе Artemis. Это устройство облегчит передачу данных между Землей и Луной, позволяя астронавтам получать предупреждения в реальном времени, когда солнечные вспышки угрожают космическим метеорологическим приборам. Эта архитектура, дополненная услугами по позиционированию и навигации, обеспечит безопасность человеческой деятельности на Луне.

Обратная сторона Луны.

Что нас останавливает?

Возвращение на Луну требует значительных бюджетных усилий, даже несмотря на то, что последствия пандемии Covid-19 сильно ударили по мировой экономике. Бюджет NASA на 2021-2025 годы для программы Artemis гарантирован до 2024 года и составляет 28 миллиардов долларов, включая 16 миллиардов долларов, предназначенных для лунного посадочного модуля. Пока администрация Байдена не заявила, что увеличит расходы, чтобы люди могли вернуться на поверхность Луны, и это может быть отложено до 2024 года .

Политический контекст нынешнего лунного проекта отличается от политического контекста программы "Аполлон" в 1960-х годах. В то время Соединенные Штаты хотели утвердить свой статус сверхдержавы, и программа с самого начала пользовалась поддержкой обеих партий. Текущая программа NASA пользуется поддержкой Конгресса, но переговоры по бюджету в Соединенных Штатах всегда затруднены, особенно из-за нынешних партизанских разногласий. В то время как Демократическая партия контролирует Палату представителей и Сенат, разница чрезвычайно мала, особенно в Сенате. Следовательно, для успеха программе NASA требуется прочная политическая поддержка.

Учитывая финансовую неопределенность, технологические и логистические препятствия, успешная реализация космической программы США сталкивается с широким кругом проблем. В контексте экологического кризиса Земли возникает вопрос: будет ли это возвращение на Луну точкой отсчета для новой истории освоения космоса, или же это будет последняя попытка?