Известные философы и эксперты в области права уже долгое время исследуют моральные и юридические последствия распространения роботов, а некоторые даже выступали за наделение роботов правами. Поскольку роботы все больше интегрируются в различные аспекты жизни, недавний обзор исследований прав роботов пришел к выводу, что распространение прав на роботов — плохая идея. Вместо этого исследование предлагает подход, вдохновленный конфуцианством.

Этот обзор, подготовленный ученым из Университета Карнеги-Меллона, был недавно опубликован в журнале Communications of the ACM, издаваемом Ассоциацией вычислительной техники.

Хотя многие считают, что уважение к труду роботов должно вести к предоставлению им прав, есть те, кто предлагает другой подход. Конфуцианство, древняя китайская система верований, фокусируется на социальной ценности достижения гармонии. По ее постулатам, индивидов отличают их способности представлять интересы не только в аспектах личных интересов, но и в других ситуациях, включающих относительное и коллективное "я". Это, в свою очередь, требует уникального взгляда на обряды, когда люди совершенствуют себя морально, участвуя в соответствующих ритуалах.

Говоря о роботах, светила науки предполагают, что конфуцианская альтернатива присвоения роботам обрядов — или того, что он называет ролевыми обязанностями — более уместна, чем наделение роботов правами. Концепция прав часто является состязательной и конкурентной, и потенциальный конфликт между людьми и роботами вызывает озабоченность.

Возложение ролевых обязанностей на роботов стимулирует командную работу, что приводит к пониманию того, что выполнение этих обязательств должно выполняться гармонично. Искусственный интеллект имитирует человеческий интеллект, поэтому для того, чтобы роботы развивались как носители ритуалов, они должны быть оснащены типом ИИ, который может имитировать способность людей распознавать и выполнять командные действия — и машина может изучить эту способность в различных условиях.

Некоторые задаются вопросом, почему к роботам вообще нужно относиться уважительно, но это больше философский вопрос. По мере того, как мы делаем роботов по своему образу и подобию, если мы не относимся к ним хорошо, как к сущностям, способным участвовать в обрядах, мы деградируем сами.

Различные нефизические образования, такие как корпорации, считаются людьми и даже обладают некоторыми конституционными правами. Кроме того, люди — не единственный вид, обладающий моральным и правовым статусом. В большинстве развитых обществ моральные и юридические соображения не позволяют исследователям безвозмездно использовать животных для лабораторных экспериментов. Так что роботы имеют полное право на схожее отношение к ним.