Изображения, сделанные 5 июля вертолетом NASA Ingenuity Mars во время его амбициозного девятого полета, предоставили ученым и инженерам, работающим с марсоходом Perseverance Mars, беспрецедентную возможность исследовать дорогу впереди. Ingenuity позволила по-новому взглянуть на то, где начинаются и заканчиваются различные слои горных пород, каждый из которых служит капсулой времени для древнего климата. Полет также выявил препятствия, которые, возможно, придется преодолевать марсоходу, исследуя кратер Jezero.

Во время полета, предназначенного для проверки способности вертолета выполнять функции воздушного разведчика,  Ingenuity парил над дюнным полем по прозвищу Séítah. Perseverance делает крюк на юг вокруг этих дюн, ведь поездка по ним была бы слишком рискованной для шестиколесного вездехода.

Источник: NASA.
На этом аннотированном изображении кратера Jezero показаны маршруты первой научной кампании Perseverance (желтый пунктир), а также ее второй (светло-желтые метки).

Цветные изображения от Ingenuity, сделанные с высоты около 10 метров, предоставляют команде марсохода гораздо больше деталей, чем они получают из изображений орбитального аппарата (например, приведенном выше), которые обычно используются для планирования маршрута. В то время как камера, такая как HiRISE на борту Марсианского разведывательного орбитального аппарата NASA, помогает различить камни диаметром около 1 метр, миссии обычно полагаются на изображения марсохода, чтобы увидеть более мелкие камни или особенности местности.

Ниже приведены несколько изображений Ingenuity, завершивших долгое путешествие на Землю 8 июля.

Поднятые хребты

Аппарат Ingenuity (его тень видна внизу этого изображения) позволил увидеть в высоком разрешении скальные образования, получившие название "Поднятые хребты". Они принадлежат к системе трещин, которые часто служат путями для просачивания жидкости под землю.

Источник: NASA.

Здесь, в кратере Jezero, миллиарды лет назад существовало озеро. Просматривая гребни на изображениях с орбитальных аппаратов Марса, ученые задались вопросом, могла ли вода в какой-то момент протекать через эти трещины, растворяя минералы, которые могли бы помочь прокормить древние микробные колонии. Это сделало бы их идеальным местом для поиска следов древней жизни и, возможно, для пробуривания образца.

Образцы, которые берет Perseverance, в конечном итоге будут оставлены на Марсе для будущей миссии, которая доставит их на Землю для углубленного анализа.

Дюны

Песчаные дюны, подобные тем, что на этом изображении, не дают спать водителям марсоходов, таким как Оливье Тупе из JPL: по колено или выше пояса они могут легко привести к застреванию двухтонного марсохода. После приземления в феврале ученые Perseverance спросили, можно ли проложить путь через эту местность — Тупе ответил категорически отрицательно.

Источник: NASA.

Тупе также является разработчиком недавно протестированной функции AutoNav Perseverance, которая использует алгоритмы искусственного интеллекта для автономного управления марсоходом на больших расстояниях. Несмотря на то, что AutoNav хорошо избегает камней и других опасностей, он не может обнаруживать песок, поэтому водители-люди все равно должны определять "зоны запрета" вокруг областей, которые могут остановить марсоход.

Коренная порода

Без Ingenuity, видимой в силуэте внизу следующего изображения, ученым Perseverance никогда бы не удалось так ясно увидеть этот участок Séítah: он слишком песчаный, чтобы его можно было посетить. Уникальный вид предлагает достаточно деталей, чтобы осмотреть эти скалы и лучше понять эту область кратера Jezero.

Источник: NASA.

По мере того, как марсоход перемещается по полю дюн, он может совершить то, что команда называет "носком", в некоторые научно убедительные места с интересными коренными породами. Хотя Тупе и его команда не стали бы пытаться здесь нырнуть, недавние изображения из Ingenuity позволят им спланировать потенциальные пути в других регионах по маршруту  первой научной кампании Perseverance.

Вертолет является чрезвычайно ценным активом для планирования марсохода, поскольку он обеспечивает изображения местности с высоким разрешением, по которой мы хотим проехать. Пилоты могут лучше оценить размер дюн и выступы коренных пород. Такой "глаз в воздухе" поможет наметить цели миссии, избежать опасностей и взглянуть на поверхность Марса под иным углом.