Встретим утро субботы самым субботним научным исследованием. Если вы думали, что под действием алкоголя все люди становятся более привлекательными, то задумайтесь еще раз.

Ученые из Портсмутского университета проанализировали популярную теорию о том, что алкоголь делает лица более симметричными, что, в свою очередь, привлекает к ним больше внимания и придает привлекательности. Выражение "пивные очки" десятилетиями описывает ситуации, когда человек начинает испытывать сексуальное влечение к другому человеку после употребления алкоголя. Одной из возможных причин этого эффекта считается то, что алкоголь ослабляет способность различать асимметрию лиц, что делает их визуально привлекательнее для потенциальных партнеров.

Прежние исследования показали, что привлекательность человека для других частично зависит от того, насколько хорошо совпадают обе стороны его лица. Большая симметрия обычно ассоциируется с лучшим генетическим потенциалом. Но, когда в игру вступает алкоголь, человеку сложнее заметить асимметрию лица вокруг него.

Однако новое исследование показало, что, несмотря на то что алкоголь действительно ухудшает способность определять симметрию лица, он не влияет на оценку его привлекательности. Доктор Алистер Харви с факультета психологии Портсмутского университета объясняет:

Алкоголь является сильным предиктором сексуального поведения и часто употребляется перед или во время свиданий. Существует ряд причин, почему люди, потребляющие алкоголь, более склонны к сексуальным действиям, включая потерю сдержанности, завышенные ожидания, индивидуальные особенности и эффект "пивных очков".

Из-за ограниченного количества исследований по этой теме мы провели полевой эксперимент, чтобы помочь понять, почему люди часто совершают неожиданные и вызывающие сожаление сексуальные поступки после употребления алкоголя.

Для получения результатов исследования команда посетила местный паб в районе Портсмута, в котором приняли участие 99 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 62 лет.

Их попросили оценить привлекательность и симметрию 18 лиц. Каждое лицо оценивалось дважды: один раз в их естественном виде, и второй раз с увеличенной асимметрией. После этого участники должны были определить, какое из двух лиц (одно с нормальной асимметрией, а другое идеально симметричное) кажется им более привлекательным и симметричным.

В исследовании использовалась надежная методика, которая предусматривала оценку отдельных лиц в дополнение к стандартному подходу, при котором участники выбирали более привлекательное или симметричное лицо в паре.

Как ожидалось, сильно опьяневшие участники были менее способны различать естественные лица от идеально симметричных по сравнению с более трезвыми. Однако они не оценили лица как более привлекательные. Удивительным образом, предвзятость оказалась сильнее среди женщин.

Статья, опубликованная в журнале "Психофармакология", предполагает, что одной из возможных причин таких результатов может быть то, что привлекательность зависит от множества факторов, которые могут перекрывать незначительные эффекты симметрии лица.

Мы не отвергаем существование эффекта "пивных очков". Однако мы предполагаем, что его будет легче заметить, если использовать для эксперимента живые модели вместо статических фотографий. Фотографии не передают ряда важных визуальных аспектов привлекательности, таких как мимика, телосложение, рост, выражение лица и одежда. Поэтому нужны дальнейшие исследования для полного понимания этого явления.