На театрах военных действий Второй мировой войны применялись своеобразные гибриды автомобилей и танков. Располагая достаточно серьезным вооружением, они отличались небольшой массой и высокой мобильностью, необходимой для проведения разведки и других задач. Сегодня они воспринимаются как нечто архаичное, но именно такие бронеавтомобили были предшественниками современных БТР.

1. БА-3

Советский пушечный средний бронеавтомобиль 1930-х годов на трехосном шасси «Форд-Тимкен». Был разработан в 1934 году конструкторским бюро ижорского завода на базе модели БА-И. Корпус при этом изменился незначительно, а главным отличием новой машины стала башня с вооружением.

БА-3 получил башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения (45-мм пушкой 20К) и двумя пулеметами ДТ-29 (7,62 мм), но с уменьшенной до 8 мм толщиной броней. Значительный для компактной машины боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе бронеавтомобиля.

Для увеличения проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении были разработаны вездеходные гусеницы, которые при необходимости надевались на задние скаты. Боевая масса БА-3 составляла 5,82 тонны. Автомобиль оснащался рядным четырехцилиндровым двигателем мощностью 54 л.с. Развивал максимальную скорость в 57 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 240 км. Экипаж бронемашины состоял из 3 человек.

2. SdKfz 222

Легкий бронеавтомобиль был разработан немецкой фирмой Weserhutte в 1935 году. Изготовлено 989 машин. Имел полноприводное шасси с четырьмя управляемыми колесами, обеспечивал выполнение задач разведки и штабной службы.

Несмотря на все ведущие колеса, на восточном фронте проявилась ограниченная тактическая подвижность SdKfz 222 — он оказался «не предназначен» для русской зимы. Куда более эффективным было его применение в северной Африке. 

Боевая масса машины — 4,8 тонны. Двигатель V-образный 8-цилиндровый Horch V8-108 мощностью 81 л.с. Максимальная скорость — 85 км/ч. Запас хода — 300 км. Экипаж 3 человека. Бронирование: лоб корпуса, башни — 14,5 мм; борт корпуса, башни — 8 мм. Пушка калибра 20 мм, пулемет 7,92 мм.    

3. Daimler МК.II

Первый британский бронеавтомобиль с пушечным вооружением был разработан фирмой Daimler в 1939 году на базе легкого разведывательного бронеавтомобиля Daimler Scout Car. Находился на вооружении крейсерских и разведывательных соединений. По национальной классификации проходил как «легкий колесный танк».

Было изготовлено 2694 единицы. С июля 1942 года применялся на всех театрах военных действий Второй мировой войны. Состоял на вооружении до 1965 года.

Колесная формула — 4х4. Боевая масса — 7,62 тонны. Бронирование: корпус — 14 мм, башня — 16 мм. Двигатель рядный 6-цилиндровый мощностью 95 л.с. Максимальная скорость — 80 км/ч. Запас хода — 328 км. Экипаж 3 человека. Вооружение: пушка МК IX калибра 40 мм. Пулеметы B.E.S.A. 7,92 мм и BREN 7,7 мм.