Осенью специалисты РЖД завершили серию испытаний четвероногих роботов на наиболее загруженных станциях Московского региона. Пока в их «стальной стае» всего три робопса, и за их развитием следит команда Научно-исследовательского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС).
Каждый робот оснащён камерами и лидарами, передающими данные оператору в режиме реального времени. В ходе тестов изучались:
- Как робопсы справляются с задачами в сложных условиях, например, на опасных участках железных дорог.
- Их точность выполнения алгоритмов.
- Способности ориентироваться на местности и работать в рамках железнодорожной инфраструктуры.
- Время автономной работы и возможности передвижения по пересечённой местности.
- Их устойчивость в зимних условиях, включая обследование снежных заносов.
В РЖД уверены, что в будущем такие роботы смогут выполнять самые разные задачи. Например, контролировать соблюдение техники безопасности, диагностировать состояние путей и подвижного состава или даже стать частью цифровой экосистемы станции. Это сделает процессы на железной дороге более автоматизированными и безопасными.
Технологии роботов в РЖД уже давно активно развиваются. Ранее компания тестировала роботов-дезинфекторов для вокзалов, а также сообщала о планах внедрения роботов-носильщиков, способных переносить до 30 кг багажа.
Большую роль в инновациях играет Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД. Его специалисты активно используют искусственный интеллект, например, для анализа дефектов железнодорожных путей. Современные алгоритмы ИИ позволяют выявлять до 97 % проблем в тестовых условиях, что значительно упрощает настройку и проверку оборудования.
Испытания четвероногих роботов – это лишь начало. Впереди у РЖД амбициозные планы, которые обещают сделать железнодорожные перевозки безопаснее и эффективнее благодаря новым технологиям.