Человечество во все времена было озабочено проблемами перемещения на большие расстояния, как людей, так и огромных грузов. От изобретения колеса и приручения ездовых животных мы дошли до двигателей внутреннего сгорания и реактивных турбин. Сейчас путешествие с одного конца света на другой занимает не долгие месяцы изнурительного плаванья, а несколько часов комфортабельного полёта. Мы уже не ждём прихода каравана в города, а просто идём в ближайший магазин, зная, что новый товар доставляется каждый день.
Но что, если требуется перевезти не просто большой груз, а гигантский, который ну никак не получится разделить на части? Ответ прост и очевиден — нужна гигантская машина! Недавно мы с вами уже смотрели на самые большие механизмы, созданные человеком, теперь пришла пора познакомиться с самими большими машинами, которые по сей день успешно трудятся на благо человечества.
Сухопутные силачи БелАЗ-75710 и Mercedes-Benz Actros SLT
Начнем с техники, передвигающейся по земле. Стоит сразу сделать оговорку — да, у военных в распоряжении могут находиться и более мощные грузовики, и буксировщики, но оборонная промышленность достойна отдельного рассмотрения.
Карьерные самосвалы сами по себе считаются гигантами среди автомобилей, но на фоне БелАЗ-75710 большинство из них выглядят не столь внушительно.
Представлен публике этот гигантский самосвал был в сентябре 2013 года, а уже в январе 2014 в ходе испытания на полигоне он установил мировой рекорд грузоподъёмности — 503,5 тонны. Фактически БелАЗ-75710 способен перевезти в своём кузове больше двух десятков "обычных" автомобилей. Габариты этого великана так же внушительны: высота 8,26 метров, ширина 9,75 метров, а длина 20,6 метров. Несмотря на установленный рекорд рекомендованная максимальная нагрузка равна 450 тонн, что почти на 90 тонн больше предыдущего рекордсмена Liebherr-T282B.
В движение грузовик приводит два электрогенератора подключенные к шестицилиндровому дизельному двигателю MTU Detroit Diesel 16V4000 мощностью 1715 кВт (2330 л.с.), которые передают выработанный ток к четырём 1200 киловатным мотор-колёсам. К слову, о колёсах — всего их 8, они установлены попарно. Каждое рассчитано на предельную нагрузку в 100 тонн. Одна бескамерная покрышка БелАЗ-75710 весит 5,5 тонн.
Но что, если вам необходимо перевезти что-то не сыпучее, габариты которого не позволят поместить его в кузов самосвала? Например, перевезти загородный дом? Конечно, можно использовать несколько грузовиков, которые будут тянуть массивный прицеп, а можно обойтись и одним Mercedes-Benz Actros SLT.
На данный момент тягач серии SLT является самым мощным среди доступных гражданским лицам. Его габариты не столь внушающее как у предыдущего монстра, равно как и среди своих коллег Actros SLT не особо выделяется. Но внешность далеко не самое важное, гораздо важнее что внутри.
Под капотом у грузовика 6-цилиндровый 15,6-литровый двигатель мощностью 625 л.с. и крутящим моментов 3000 Нм. Предельно допустимая масса буксируемого груза составляет 250 тонн, что сопоставимо с весом кирпичного одноэтажного дома, или двухэтажного, построенного из более легких материалов. В сцепке пара таких грузовиков способна перевезти груз весом до 750 тонн, что позволяет использовать Actros SLT в качестве балансировочного грузовика при наземной транспортировке сверхтяжелых грузов.
Небесные короли Ан-225 «Мрия» и Stratolaunch Model 351
Обратим свой взор к небу, благо разглядеть этих двух крылатых исполинов не составит труда, а вот поверить в существование столь огромных летальных аппаратов очень сложно. Однако они не только существуют, но еще и спешно выполняют возложенные на их плечи задачи.
И начнем мы со спроектированного еще в советском союзе Ан-225 «Мрия», который первый раз поднялся в воздух в далёком 1988 году и по сей день остаётся самым большим и самым грузоподъёмным самолётом в истории авиации.
Размах крыльев Ан-225 88,4 метра, а длина самолёта 84 метра. Общая масса груза, которую способен перевозить этот воздушный гигант составляет 250 тонн, и если по каким-то причинам перевозимый объект не поместится в огромном грузовом отсеке, то он может быть закреплен на фюзеляже. При этом стоит учесть и то, что масса топлива составляет 300 тонн.
В итоге максимальная взлётная нагрузка Ан-225 «Мрия» составляет 600 тонн. Что же способно поднять в небо такой огромный груз? Шесть турбореактивных двигателей модели Д18-Т с тягой 229,85 кН каждый. Общий запас хода с максимальной нагрузкой составляет 4000 км, а крейсерская скорость 850 км/ч.
Самолет «Мрия» является обладателем двухсот пятидесяти мировых рекордов. В частности, 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полет с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито сто десять мировых авиационных рекордов. В августе 2004 года был поставлен новый рекорд — «Мрия» перевезла двести пятьдесят тонн спецтехники по заказу компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре. В августе 2009 года самолёт был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции.
Удивительный самолет, но в нашем небе летает еще одна не менее приметная "железная птица". И это не просто самолет, а настоящая стартовая площадка в воздухе! И пока ваше воображение судорожно пытается представить кому пришла в голову мысль такое создать полюбуйтесь на Stratolaunch Model 351.
Первые испытания этого двухфизюляжного монстра прошли в январе 2019 года, а полноценно поднялся в небо Stratolaunch несколько месяцев спустя – в апреле того же года. Общая масса самого самолёта составляет 226 тонн, а максимальная масса подвешенного груза составляет 250 тонн. Размах высокорасположенных крыльев Stratolaunch достигает 117,3 метров при общей длине аппарата всего 73 метра. Как и Ан-225, Model 351 оснащен шестью турбореактивными двигателями Pratt & Whitney PW4056, которые специально были доработаны с учетом требований конструкции. В ходе испытаний самолёт смог развить скорость 304 км/ч.
Изначально Stratolaunch создавался как воздушная платформа для запуска ракет Pegasus XL, однако, из-за проблем с финансированием компании пришлось выставить его на продажу. В начале 2020 года летные испытания были возобновлены, однако назначение самолёта претерпело изменения. Сейчас его планируют применять как носитель для атмосферных и суборбитальных гиперзвуковых аппаратов.
Морские чудовища Knock Nevis и Prelude FLNG
Легенды о гигантских морских чудовищах, топящих или пожирающих корабли целиком, появились ещё во времена первых мореплавателей. Корабли очень часто пропадали, команды гибли, а остававшиеся на суше люди не могли найти иного объяснения таким событиям, кроме как нападение чудищ. Будь такие монстры реальными, было бы интересно посмотреть на их реакцию, когда вместо небольшого парусного судна они столкнулись бы, например, с кораблём Knock Nevis.
Изначально Knock Nevis был построен в 1974 году японской компанией Sumitomo Heavy Industries Ltd. (SHI) по заказу греческой судовладельческой компании. Однако, вскоре компания обанкротилась и в 1976 судно попало в руки гонконгской фирмы Orient Overseas Line, которая исправила многие технические недочёты и ввела судно в эксплуатацию. На момент выведения из эксплуатации супертанкер Knock Nevis плавал под норвежским флагом.
Габариты судна поражают воображение: длинна 458,45 метров, ширина 68,86 метров, высота борта 29,80 м. Фактически Knock Nevis превосходит своей длиной небоскрёб Empire State Building!
Танкер приводился в движение паровой турбиной Sumitomo Stal-Laval AP развивавшей мощность в 37 300 кВт при 85 оборотах (на гребном валу) в минуту. 4-лопастный винт постоянного шага диаметром 9,3 метра должен был обеспечить танкеру скорость 16 узлов (29,6 км/ч), однако позднее максимальная скорость снизилась из-за увеличения габаритов.
К сожалению, из-за ряда новых законов, принятых в отношении судов, заходящих в крупные порты этому гиганту, пришлось отправится на покой. В 4 января 2010 года корпус танкера был переработан, а один из его 36-тонных становых якорей сохранён и ныне выставлен в экспозиции Морского музея в Гонконге.
Но место Knock Nevis занял другой водный гигант, а именно плавучий завод Prelude FLNG.
Этот супертанкер представляет собой первый в мире завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), помещённый на плавучее основание. При том помимо добычи оборудование установленное на Prelude FLNG позволяет подготавливать сырьё, производить сжижение природного газа, хранить и отгружать СПГ напрямую в морские газовозы. На данный момент этот уникальный завод является самым крупным рукотворным плавучим объектом на планете. Его размеры поражают даже в сравнении с прошлым рекордсменом: длинна 488 м., ширина 74 м. и высота 105 м. С такой махиной кракену точно не справится.
Ходовых двигателей Prelude FLNG не имеет. Шесть силовых установок служат исключительно для выполнения манёвров в открытом море. В жилых помещениях способно разместиться 240 человек постоянного персонала. На данный момент завод занимается разработкой месторождения расположенного в Тиморском море на глубине 250 метров.