Первый взгляд на реактивный самолет с вертикальным взлетом X-plane

09.12.2024

Гибрид вертолёта и самолёта поднимает скорость и манёвренность на новый уровень. DARPA и Bell идут на прорыв.

Bell представила новое изображение своей перспективной машины для программы DARPA SPRINT (Speed and Runway Independent Technology). Этот гибрид вертолёта и реактивного самолёта обещает изменить правила игры в военной и транспортной авиации, совмещая скорость и способность вертикального взлёта и посадки.

Гибридные аппараты, подобные этому, долгое время считались сложным вызовом для инженеров. Вертолёты отлично работают на пересечённой местности, но ограничены скоростью. Самолёты — быстрые, но требуют взлётно-посадочных полос. DARPA решила объединить преимущества обоих типов, чтобы создать машину, которая взлетает, зависает и маневрирует как вертолёт, а затем разгоняется как реактивный самолёт.

Компания Bell, один из лидеров в этой гонке, работает над экспериментальным самолётом, визуально напоминающим Osprey, но с важным отличием. После взлёта роторы аппарата наклоняются для горизонтального полёта, а затем складываются внутрь, чтобы избежать сопротивления воздуха. Прототип этой технологии, названной Stop/Fold, успешно прошёл испытания на треке HHSTT в Нью-Мексико в 2023 году. Теперь систему протестировали в аэродинамической трубе Университета штата Уичито.

Впервые был представлен реальный облик X-plane: обтекаемый корпус, узкие крылья, V-образный хвост и складные роторы, скрытые за аэродинамическими обтекателями. Будущий демонстрационный образец обещает летать на скоростях до 833 км/ч, достигать высоты 9 100 м и преодолевать до 370 км. Аппарат сможет перевозить до 2 300 кг груза, включая небольшие транспортные средства.

Разработка ориентирована на поддержку спецподразделений в сложных условиях, таких как Индо-Тихоокеанский регион. Увеличенная скорость, манёвренность и выживаемость делают этот гибрид особенно ценным для современных операций.

Теги: