Китайские экспортные ограничения на редкоземельные металлы начали ощутимо влиять на мировую промышленность. Согласно данным Financial Times, после введения в апреле новых правил лицензирования процесс одобрения экспортных поставок идёт крайне медленно, вызывая опасения у производителей электромобилей, авиатехники и высокотехнологичной продукции.

Ключевые проблемы:

  • Европейские компании получили лишь часть необходимых лицензий
  • Американские заявки пока вообще не одобрены
  • Производители не понимают, как подтвердить конечное использование материалов

Некоторые исключения всё же есть. Китайская компания Yantai Zhenghai Magnetic Material возобновила поставки отдельным клиентам, включая Volkswagen. Однако, как отмечают источники, процесс получения лицензий становится всё более бюрократизированным — требуется подтверждение, что материалы не попадут в США или не будут использованы в военных целях.

Особенно сложная ситуация сложилась в оборонной промышленности. Lockheed Martin, производитель истребителей F-35, заявил о годовых запасах редкоземельных металлов, но признал необходимость перестройки цепочек поставок.

Эксперты видят в этих мерах ответ Китая на американские тарифы, введённые в начале апреля. Хотя 90-дневное торговое перемирие между странами даёт надежду на смягчение ситуации, западные компании уже задумались о сокращении зависимости от китайских поставок. Как отметил Илон Маск, Tesla столкнулась с требованиями гарантий невоенного использования магнитов для своих роботов.

Пока Министерство торговли Китая хранит молчание, отраслевые аналитики прогнозируют, что текущие ограничения ускорят развитие альтернативных источников редкоземельных металлов за пределами Китая. Однако в краткосрочной перспективе мировая промышленность остаётся в уязвимом положении.