Двухэтажный салон, шесть двигателей, размах крыльев c длину футбольного поля, общая масса свыше 700 тонн, высота с шестиэтажное здание — удивительно, что столь гигантские создания вообще могут подниматься в воздух. Перечислим 12 впечатляющих гигантов современной авиации.
Антонов Ан-225 «Мрия»
По большинству показателей Антонов Ан-225 «Мрия» («Мечта») — самый большой самолет в мире. Конструкторским бюро имени Антонова в 1988 году на тот момент в Украинской ССР был построен только один экземпляр этого самолета. Он был предназначен для перевозки космического корабля «Буран», а также ракетных ускорителей «Энергия», однако после распада Советского Союза служит для других нужд.
Это самый тяжелый самолет, из когда-либо построенных, с максимальным взлетным весом 710 тонн. Ан-225 удерживает рекорд по общей грузоподъемности воздушной перевозки — 254 тонны, а также грузоподъемности одного перевозимого по воздуху груза — 190 тонн. Также у этого самолета самый большой размах крыла — 88,4 метра. Для сравнения: длина футбольного поля — 90 метров. Самолет оснащен шестью двигателями. Его высота — 18,2 метра. Антонов Ан-225 Мрия — настоящий монстр среди самолетов.
Aero Spacelines Super Guppy
Первый Super Guppy был построен на базе фюзеляжа Boeing C-97 Stratofreighter, взлетевшего на небо в 1965 году. В настоящее время грузовой турбовинтовой самолет для перевозки негабаритных грузов в значительной степени уже заменен Airbus Beluga, однако продолжает исправно служить NASA, которое применяет его для перемещения космических аппаратов и ракетных компонентов.
Lockheed C-5 Galaxy
Со своей грузоподъемностью почти 135 тонн C-5 Galaxy — это самый большой самолет из эксплуатируемых военными США. Этот монстр располагает грузовым пространством, достаточным для перевозки двух танков M1 Abrams или 16 «Хаммеров» или 3 вертолетов Black Hawks. Без груза C-5 может пролететь 11 тыс. км без заправки — мировой рекорд для военных авиалайнеров.
Boeing 747 Dreamlifter
В 2000-х годах компании Boeing потребовался самолет для перевозки составных частей нового 787 Dreamliner, компоненты для которого производились по всему миру. Идея была реализована. На основе Boeing 747 создали Dreamlifter, который имеет самый большой грузовой отсек в мире объемом 1840 кубометров. И может брать на борт полезную нагрузку до 125 тонн.
Антонов Ан-124 «Руслан»
Еще один монстр, спроектированный и построенный конструкторским бюро Антонова в Украинской ССР, Ан-124 Руслан, эксплуатируемый ВВС России, является крупнейшим военным самолетом в мире. В течение почти 30 лет после начала эксплуатации в 1984 году Ан-124 был самым крупным и тяжелым грузовым самолетом в мире, уступая лишь «Мрии». В 2011 году его превзошел Boeing 747-8F. С заявленной грузоподъемностью 165 тонн, Ан-124 может перевозить больше, чем C-5 Galaxy, хотя дальность полета у него меньшая — максимум 7500 км.
Boeing B-52 Stratofortress
B-52 введен в эксплуатацию в 1955 году, а первая модель B-52H — модификация, которая служит ВВС США по сей день — начала использоваться в 1961 году. Окрещенный военными как BUFF (Big Ugly Fat Fucker) B-52 может перевозить почти 32 тонны грузов — от высокоточных управляемых бомб до ядерных боеголовок. В планах Пентагона — оснастить надежный B-52 новыми двигателями для повышения грузоподъемности и дальности перелетов. Также В-52 планируют оснастить крылатой ракетой.
Airbus Beluga
Airbus A300-600 Super Transporter, обычно называемый Beluga, был разработан специально для перевозки больших и неудобных деталей самолетов и внешне напоминает Dreamlifter. Принятый на службу в 1995 году самолет, как уже говорилось, в значительной степени заменил Super Guppy. Компоненты воздушного судна были спроектированы и построены инженерами Airbus по всей Европе, в том числе в Великобритании, Германии, Франции и Испании. Длина грузового отсека Beluga — около 38 метров, в него помещается почти 52 тонны грузов.
Boeing 747
Boeing 747 — один из крупнейших пассажирских и грузовых самолетов в мире (747-8 — его последняя разновидность). Четырехмоторный реактивный самолет, в частности, используется как военный командный центр в небе Air Force One, как транспорт для космического корабля и инфракрасного телескопа для NASA и, конечно, как широкофюзеляжный пассажирский самолет.
Boeing C-17 Globemaster III
Хотя Galaxy C-5 — самый большой военный самолет США, C-17 Globemaster III является основной рабочей лошадкой. Этот гигант совершил свой первый полет в 1991 году, и с тех пор было построено 279 его экземоляров. C-17 может брать на борт около 85,5 тонн, летать по всему миру для перевозки войск и грузов, выполнять медицинские эвакуации.
Airbus A380
Airbus A380 — это так называемый европейский 747, а его версия A380-800 на 853 места — главный «летающий автобус» в мире, перевозящий больше людей за раз, чем любой другой самолет в истории. Этот лайнер задействован на самых длинных маршрутах по всей планете.
McDonnell Douglas KC-10 Extender
Крупнейший в мире летающий топливный танкер поступил в эксплуатацию в 1981 году. KC-10 берет на борт около 175 тонн топлива. Он был разработан, чтобы прийти на смену Boeing KC-135, которому в то время было около 25 лет. ВВС США находятся в процессе приобретения нового Boeing KC-46 Pegasus, который будет более эффективным и иметь более совершенную авионику, чем KC-10. Однако при этом Extender все еще обходит Pegasus по топливной емкости примерно на 70 тонн.
Stratolaunch Model 351
Этот самолет от Stratolaunch Systems Пола Аллена пока еще не летает, поэтому его включение в данный список — это скорее «бонус», но это, безусловно, монстр. Шестимоторный самолет с двойным фюзеляжем, спроектированный и построенный Scaled Composites, имеет самый длинный размах крыльев в мире, 117 метров. Если разместить Stratolaunch на футбольном поле, его крылья будут выходить за кромки поля на 3,8 метра с обеих сторон.
Самолет предназначен для вывода стратосферу ракет, которые затем стартуют в космос. Такая альтернатива обычным пускам могла бы сохранить часть топлива, необходимого для преодоления гравитации и быстро запускать до трех небольших ракет-носителей за раз. Virgin Orbit работает над аналогичным планом запуска ракет с использованием Boeing 747-400.
Недавно были проведены низкоскоростные испытания Stratolaunch Model 351 на взлетно-посадочной полосе. Скоро будут проходить аналогичные скоростные испытания, и когда этот самолет в конце концов полетит, он станет самым большим монстром в небе.