Стыдно за робота? Ученые выяснили как люди относятся к машинам

14.10.2024

Исследование виртуальной реальности, проведенное Технологическим университетом Тойохаси, показало, что люди могут испытывать эмпатическое смущение по отношению к роботам в неловких ситуациях.

В ходе исследования, посвященного взаимодействию между человеком и роботом в виртуальной реальности, ученые выяснили, что люди могут испытывать чувсво стыда, когда роботы попадают в неловкие ситуации. Группа исследователей, под руководством к.т.н. Кандидата Харин Хапуараччи и профессора Мичитеру Китазаки из Технологического университета Тойохаси, решила исследовать, проявляют ли люди эмпатические реакции к роботам в подобных ситуациях.

Для этой цели участники исследования были подвергнуты воздействию виртуальных сред, в которых как люди, так и робот-аватары оказывались в ситуациях, вызывающих некоторое недоумение или даже дискомфорт. Сценарии были разработаны таким образом, чтобы провоцировать различные чувства неловкости или неудовольствия.

Исследование применяло комплексный подход, включая субъективные оценки и физиологические измерения, чтобы количественно оценить, насколько люди переживают эмпатическое смущение по отношению к роботам. Оно фокусировалось на двух аспектах эмпатии: эмпатическом смущении и когнитивной эмпатии.

Эмпатическое смущение связано с способностью разделять эмоциональный опыт смущения другого человека, в то время как когнитивная эмпатия предполагает понимание и оценку эмоций другого человека. Участникам исследования предлагалось выставлять субъективные оценки на 7-балльной шкале Лайкерта, оценивая как свои собственные переживания эмпатического смущения, так и оценки смущения аватара в каждом сценарии.

Помимо этого, исследователи применяли реакцию проводимости кожи для объективной оценки физиологических реакций участников. Реакция проводимости кожи является признанным индикатором эмоционального возбуждения и позволяет измерить интенсивность эмоциональных реакций.

Источник: Toyohashi University of Technology.
Примеры неловких ситуаций, когда аватар-человек или робот натыкается на автоматическую дверь, которая не открывается, или ситуации, когда аватар-человек или робот обычно проходит через нее и не смущается.

Участники исследования сообщили, что они переживали как эмпатическое смущение, так и когнитивную эмпатию как по отношению к людям, так и к роботам-аватаром, когда те оказывались в неловких ситуациях. Заинтересовывает тот факт, что уровни эмпатического смущения и когнитивной эмпатии были выше в сценариях, предполагавших смущение, по сравнению с ситуациями, не вызывавшими смущения, независимо от того, был ли актер человеком или роботом.

Тем не менее, заметные различия были выявлены в эмпатических реакциях на аватаров-людей и роботов. Когнитивная эмпатия, способность понимания эмоций другого человека, оказалась более выраженной у человеческих актеров по сравнению с актерами-роботами. В дополнение, реакция проводимости кожи показала тенденцию: участники демонстрировали более высокий уровень эмоционального возбуждения, измеренный по проводимости кожи, когда наблюдали человеческого аватара в сценариях, вызывающих смущение, по сравнению с аватаром-роботом. Тем не менее, это различие не достигло статистической значимости.

Эти результаты приоткрывают нам сложные и неоднозначные аспекты человеческой эмпатии к роботам. По мнению Харин Хапуараччи, главного исследователя проекта:

Это исследование предоставляет ценные знания о развивающейся динамике человека и робота. С технологическими изменениями, которые наблюдаются в повседневной жизни, понимание наших эмоциональных реакций на роботов становится важным вопросом. Наша работа открывает новые пути для изучения человеческой эмпатии и позволяет рассмотреть потенциальные вызовы и преимущества в отношениях между человеком и машиной.

Это исследование не только погружает нас в более глубокое понимание человеческой эмпатии, но также имеет важное значение для таких областей, как робототехника, психология и взаимодействие человека и компьютера. По мере расширения влияния робототехнологий на нашу жизнь, эти выводы могут положить начало дополнительным исследованиям в сфере эмоциональной составляющей взаимодействия между человеком и машиной.

Теги: