Ученые создали черную дыру в лаборатории (почти)

14.10.2024

Необычный эксперимент с квантовой жидкостью, известный как "гигантский квантовый вихрь", может помочь ученым изучить механику всегда загадочных черных дыр.

Наблюдение за черной дырой представляет собой своеобразный парадокс. Поскольку наш взгляд требует фотонов для восприятия окружающего мира, и поскольку фотоны (или свет) не могут покинуть черную дыру, возможность "наблюдения" становится практически невозможной.

В течение десятилетий ученые использовали методы изучения черных дыр, следя за их воздействием на окружающую материю. Теперь исследователи из Ноттингемского университета в Великобритании представили новый подход к изучению этих фундаментальных, но трудноприметных небесных объектов.

Путем использования сверхтекучего гелия (вязкость которого в 500 раз ниже, чем у воды) исследователям удалось создать квантовый симулятор. Они поместили гелий в резервуар с вращающимся пропеллером. Из-за крайне низкого трения и вихревой среды гелий начал проявлять "необычные квантовые эффекты". Эти эффекты позволили ученым наблюдать явления, аналогичные черным дырам, такие как "режим звонка" и взаимодействие космических полей с гравитационными вихрями. Новый подход был представлен в статье, размещенной на сервере препринтов arXiv еще в 2023 году и пересмотренной в ноябре прошлого года.

Силке Вайнфуртнер из Ноттингемского университета отметила: "Физика повторяется во многих местах. Это набор математических моделей, которые очень универсальны. И если математика одинакова, то и физика должна быть такой же". Понимание черных дыр имеет ключевое значение как с астрономической, так и с общефизической точки зрения, учитывая их важную роль в формировании Вселенной и противоречия между теорией относительности Эйнштейна и квантовой теорией поля.

Несмотря на то что размер искусственных квантовых вихрей значительно меньше диаметра Стрельца А* (сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути), они предоставляют ценные данные для ученых, позволяя изучать подобные явления в лабораторных условиях.

Теги: